Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 24 августа 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/4459/

Турслет оставил яркий след

рубрика: Общество
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ

Есть на левом берегу Волги красивейшее место – сосновый бор. Широкой лентой длиной в шесть километров змеится он от Летешовки до лагеря имени Аркадия Гайдара. Вековые сосны, близость Волги, образующей на повороте русла широкий плес, высокий Красный Холм справа и Забелинская возвышенность слева создают особый микроклимат. Здесь тихо, даже когда в округе бушует ненастье.


Берег между лагерем и Елизаровским ручьем облюбовали городские туристы. Здесь они проводят слеты и просто отдыхают. Лет 15 назад редкая машина добиралась сюда, а потому лес и берег были чистыми.

Теперь по выходным лесную дорогу от села Нового, что на трассе Ярославль – Рыбинск – Пошехонье, утюжат десятки внедорожников, груженных палатками, лодками и, конечно, разнообразным провиантом, упакованным в стекло и пластик. В понедельник палатки исчезают вместе с внедорожниками, а бутылки и пластиковые тарелки остаются на полянках и под кустами. Берег постепенно зарастает мусором и становится все больше похожим на полигон твердых бытовых отходов, что в Скокове.

Трели соловьев в чаще уже не услышишь, лишь дятлы долбят по стволам больных сосен. У многих деревьев сохнут вершины и сучья.

– С весны после этих горе-туристов пожары тушим, лес плугом окапываем. Костры они не гасят, и гуляет огонь по сухой траве, иногда к самым деревням подступает, – говорит главный лесничий Тутаевского гослесхоза Виктор Павлович Полетаев.

Сам я давненько не заглядывал в эти места, прежде богатые маслятами, подосиновиками, а нередко и белыми грибами. Нынче, как настала грибная пора, пошел с корзиной на охоту. Да только вместо маслят и рыжиков увидел то тут, то там под кустами на местах стоянок моторизованных пришельцев бутылки, горы пакетов, кострища и свежесрубленные пеньки.

Что за народ у нас такой? Едут на природу полюбоваться красотой, а вокруг себя помойку устроили. Неужели приятно в этой грязи отдыхать? Правда, заметил, некоторые стали ямки копать, мусор в них складывать. Но закопать все равно ленятся, а уж погрузить его в пакет и довести до ближайшего контейнера, что прямо на дороге, – это, похоже, и в голову никому не приходит.

А в последний день июля застал я и вовсе «преображенный» лес. Стволы молодых сосен в одночасье стали мебельными гарнитурами. Были здесь и скамейки, и столы из пней, табуреты из полешков и даже... полосы препятствий. Рядом – импровизированное футбольное поле с воротами и разметкой из цветных пластиковых лент. Еще увидел непогашенный костер и вдали последнюю группу пеших туристов с рюкзаками. Шли они через ручей в сторону Летешовской пристани. Вокруг – горы оставленного мусора. В том, что на этом самом месте проходил очередной слет туристов, сомневаться не приходилось.

Решил запечатлеть это безобразие для истории и в минувший выходной пришел на берег с «мыльницей». На этот раз ни туристов, ни «пикникистов» рядом не было, а мусор посреди стойбища неандертальцев лежит по-прежнему.

Кто же загадил лес? Чтобы найти ответ на этот вопрос, иду в городской клуб туристов к его председателю Павлу Молвин­ских. Павел Станиславович от авторства в сотворении мусорных инсталляций отрекся, сказав, что последний городской слет у них проходил в середине июля, а в конце месяца, как ему известно, несколько разных туристских объединений проводили соревнования в районе Летешовки. Был там межбанковский турслет, а затем свою удаль показать приехали железнодорожники из «Локомотива».

Дополнил перечень гостей леса и возможных авторов беспорядка уже по документам все тот же главный лесничий Полетаев.

– Лес участники слетов рубили законно, заплатив в казну деньги за порубочные билеты, – заверил Виктор Павлович. – Организаторами были ОАО «Спорттур», туристский клуб «Ирбис», и последним проводил соревнования «Локомотив». Только эта организация, видимо, ужаснувшись от окружающей картины, обратилась к нам с просьбой выделить трактор для вывоза мусора. Даже деньги перечислила, но, по недоразумению, не нам, а в федеральную казну. Бесплатно лесхозу трактор никто не дает, потому благое намерение железнодорожников так и осталось нереализованным.

Директору Тутаевского лесхоза Александру Карпухину я высказал пожелание почаще заглядывать в столь людно посещаемый уголок природы.

– Увы, – сказал Александр Петрович. – После всех преобразований в Минприроды лесники имеют право только нарезать делянки для рубки, заниматься лесовосстановлением, а функции охраны лесов и контроля у нас отобрали, отдав молодому еще и неокрепшему агентству «Росприроднадзора». Сегодня лесники вправе только милицию вызвать, если обнаружат факт незаконной порубки. Мы же лесонарушителям даже внушение не вправе сделать.

Картина, которую я застал в летешовском лесу, к сожалению, в окрестных, близких к городам и шумным автотрассам борах становится типичной. И, если хотя бы туристские клубы не займутся экологическим воспитанием своих подопечных, а заодно и неорганизованных «пикникистов», скоро незагаженные уголки родной природы можно будет увидеть только на картинках или за высокими заборами пригородных дач.