Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 02 сентября 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/4600/

Турникеты подождут

рубрика: Общество
Автор: Сергей КУЛАКОВ

Депутаты муниципалитета Ярославля решили подождать с внедрением на общественном транспорте турникетов. На днях члены комиссии по экономике муниципалитета устроили форменный допрос первому заместителю мэра Сергею Ястребову и разработчику представляемой системы, московскому предпринимателю Валерию Орехову.


Сергей Ястребов всячески убеждал народных избранников, что общественный транспорт в Ярославле не сможет выжить без внедрения комплексной автоматизированной системы контроля оплаты проезда.

– Мы хоть завтра готовы поставить турникеты на электротранспорте, но еще нужно несколько месяцев, чтобы рассказать населению, как работает новая система, – заявил Ястребов. – Она позволит ликвидировать бесплатный проезд, а значит, доходы транспортных предприятий города должны увеличиться минимум на 27 процентов. Кроме того, мы уйдем от человеческого фактора при сборе денег. Ведь бывает, что водитель и кондуктор вместе делят выручку.

Заинтересованность мэрии в новой системе очевидна. Через два с половиной года, как ожидается, общественный транспорт перестанет быть убыточным, а значит, можно не выделять ежегодно по 360 млн. рублей дотаций. К тому же чиновников подкупила цена, на которую согласились разработчики автоматизированной системы. Из бюджета им перечислено 30 млн. рублей аванса (этого не хватит даже на изготовление 720 тысяч пластиковых карточек), а остальные 337 млн. рублей они получат потом за счет повышения уровня доходов транспортников.

– Фактически городу предоставляется беспроцентный кредит. Почему на это в наши дни пошли разработчики, какая им выгода? – удивились депутаты муниципалитета.

– Меня попросил об этом министр транспорта Игорь Левитин, – ответил Валерий Орехов, представившийся как бывший руководитель банка, близкого к администрации Московской области. – Все работы я оплачиваю за счет собственных средств.

Видимо, столичный коммерсант надеется «отбить» деньги потом, когда турникеты после Ярославля завоюют все российские города.

Сергей Ястребов убеждал депутатов, что добропорядочным гражданам турникетов бояться не стоит. Однако в итоге именно законопослушные ярославцы, которые покупают месячные проездные, пострадают от введения оплаты по числу поездок. Никаких безлимитных тарифов для них предусмотрено не будет.

Депутаты тоже полагают, что новая система доставит горожанам массу неудобств: из-за турникетов будет тяжело зайти в транспорт детям, инвалидам, людям с колясками. Посадка затянется, а добираться до работы или института мы будем в несколько раз дольше обычного. Турникетная система вообще не рассчитана на работу в часы пик. Впрочем, по мнению Валерия Орехова, в общественном транспорте все пассажиры должны сидеть.

– Вообще-то мы достаточно редко пользуемся общественным транспортом, поэтому предложенную информацию вряд ли сможем воспринять объективно, – заметил депутат Сергей Смоленский. – Доклад Ястребова был отъявленно-оптимистический, а нужно было рассказать и о минусах проекта.

– Тут же найдутся люди, которые будут подделывать пластиковые карточки, – уверенно заявил другой народный избранник Алексей Малютин. – Дети пенсионеров будут ездить бесплатно по карточкам родителей. Это кондуктор видит льготника. А электроника-то нет. И еще вопрос – а если человек выйдет из автобуса, просто выпуская бабушку, то ему что, снова придется заплатить за проезд?

В свою очередь депутат Сергей Толобов посчитал, что прежде чем решать этот вопрос, нужно увидеть перспективу развития городского транспорта – будет ли он частным или останется муниципальным. Сам Толобов предложил раздать автобусы в аренду водителям муниципальных ПАТП, сделав их как бы частными предпринимателями. Тогда они будут заинтересованы заработать как можно больше. Именно по такому принципу работают маршрутки.

В итоге большинство членов комиссии по экономике решили отложить рассмотрение данного вопроса.