Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 06 сентября 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/4657/

Педагогический роман с «Северным краем»

рубрика: Общество
Автор: Анна КАТИНА

Тамара Александровна Попова уже не помнит точно, когда в ее жизни появился «Северный край». Давно это было, более полувека назад, тогда газета называлась «Северный ра­бочий».


Подписчица выиграла приз в лотерее нашей газеты, получать его пришла вместе с внучкой Надей. Самой уже тяжело ходить – ноги болят. Да и вообще здоровьем хвастать не приходится – инвалид второй группы. Но, вспоминая о своей жизни, наша героиня улыбается и словно молодеет. Может, и непростая она была, зато интересная.

– В школе я успевала как по точным наукам, так и по гуманитарным, – рассказывает читательница. – А за сочинение о Ярославле даже получила премию от Дворца пионеров. Когда встал вопрос о поступлении в вуз, я знала – пойду в педагогический. Но вот на какой факультет? Мама – математик, тетя – математик, другая тетя – химик.

А Тамара Александровна взяла и пошла... на физико­математический. Потом получила дополнительную специальность – «астрономия». В институте встретила своего будущего мужа. Он учился на том же факультете. Поженились. Всю свою жизнь Поповы посвятили педагогике.

– Мы закончили вуз в пятидесятом году, – рассказывает наша героиня, – А «Северный» читали еще в студенчестве. Там часто печатали о стахановцах, и, основываясь на этих публикациях, мы составляли задачи по математике, которые дети решали на уроках.

Сначала супруги преподавали в школе № 53 на Красном Перекопе, потом перешли в 75ю. Работали много – на полторы ставки, потому что физиков и математиков не хватало. А потом педагогическую чету пригласили в Германию, в военный городок Фюрстенвальде, что неподалеку от Берлина, – там располагалась группа советских войск.

Вернее, сначала военкомат предложил эту работу Тамаре Александровне, но вместо нее – «на разведку» – поехал муж. Через месяц она к нему присоединилась. Поселили Поповых не в самом городке, а рядом, в огромном двухэтажном особняке, в котором, как поговаривали, до войны зажиточный немец разводил собак. Русские сделали там гостиницу для педагогов, работников госпиталя. Отношения с местными немцами были вполне дружелюбными. «Гутен морган, фрау Тамара!» – приветствовали они по утрам нашу героиню.

Нагрузка у Поповых в немецкой стороне была еще больше.

– Мы преподавали и в дневной, и в вечерней школе, – вспоминает Тамара Александровна. – Потом нас с мужем попросили участвовать в подготовке офицеров. Сверху это не оплачивалось – как платили пятьсот марок, так и ни маркой больше. Но у нашей семьи характер такой – отказывать не умеем.

Городок был закрытым. И русские дети, кроме него, фактически ничего и не видели. А Поповым было интересно посмотреть Германию. И они стали устраивать экскурсии. Побывали в картинной галерее в Дрездене, в берлинском театре и в других интересных местах. Многое уж стерлось из памяти Тамары Александровны от тех времен, но зато осталось множество фотографий.

В Германии педагоги провели четыре года. По возвращении на родину они продолжали работать в школе. Оба получили звание отличников народного образования. Виктора Ивановича нет уже двадцать лет. Умер он там же, где провел всю свою жизнь, – в школе, от инфаркта. Отвел два урока, а потом вдруг почув­ствовал себя плохо. Приехавшая «скорая» уже не смогла спасти учителя.

Старшая дочь Тамары Александровны, Наталья, – заслуженный врач, работает во Владикавказе. В Ярославле Тамара Александровна живет со второй дочерью – Еленой (она военнослужащая), ее мужем и внучкой.

– Хоть у меня глаза болят, но газету вашу я по­прежнему читаю, – говорит Тамара Александровна. – Хочу отметить, что раньше статьи были более жизненны, приближены к человеку, а теперь на страницах так много политики и криминала, что порой больно становится: что же у нас за жизнь такая! Хотелось бы читать побольше о простых людях.

Что же, а это журналистам на заметку.

Комментарии