Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 11 октября 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/5163/

Дорога жизни на Великий Мох

рубрика: Общество
Автор: Марина МОРОЗОВА

Многострадальный поселок Великий Мох собрал сельский сход. В этот забытый Богом и властями медвежий угол, где в шести деревнях живет чуть больше шестидесяти человек, на совет с местными жителями прибыли представители администрации и Совета депутатов Покровского сельского поселения, а также Ярославского областного департамента дорожного строительства.


Тема разговора – самая что ни на есть для великомошцев горячая – строительство новой дороги, которая бы стала настоящей дорогой жизни в здешних местах. Мы уже рассказывали своим читателям о том, что местное «градообразующее» торфопредприятие обанкротилось и пустило с молотка все свое имущество, в том числе и узкоколейку, которая и соединяла великомошские края с большой землей. В осеннюю и весеннюю распутицу местные жители оказались отрезанными от мира. Телефонной связи нет – ни стационарной, ни мобильной: зона неуверенного приема. Летом пожары на торфоболотах накрывают поселок со всех сторон, а бездорожье непреодолимо для пожарных расчетов, как и для «скорой помощи». Даже похоронить человека трудов стоит, что говорить о праве на достойную жизнь.

Лишь после того, как отчаявшиеся великомошцы забили во все колокола и обратились в прокуратуру, теперь уже бывшие власти округа наняли предпринимателя, который дважды в неделю отправлял в глухомань 131­й ЗИЛ с фургоном, в котором доставлялись почта, товары первой необходимости, медпомощь… На нем же добирались в местную администрацию, в город и обратно жители поселка и окрестных деревень. Тогда же обещали построить новую дорогу через местные болота. Но окружные чиновники не спешили, понимая, что впереди разделение города и района. Когда новый глава Рыбинского района Александр Китаев заступил в должность, приехал на встречу с жителями Покровского поселения вместе с губернатором. Анатолий Лисицын сообщил, что уточняется план дорожного строительства, в который будет включена новая дорога до поселка Великий Мох. Было это в апреле. А через полгода местных жителей созвали на сход. Нужно ли говорить о том, с каким неудовольствием встретили великомошцы представителей местной и областной власти, хоть и приехали они с доброй вестью – будет новая дорога!

Сотрудники Яравтодора разложили перед участниками схода карту местности и показали, как планируют построить грунтовку. От Никольского до деревни Липки 6 – 7 километров вполне проезжей дороги, вначале покрытой бетонными плитами, а дальше гравием. На этом участке потребуется лишь небольшой ремонт. Еще на отрезке в три–четыре километра необходимо восстановить старую насыпь и последний километр дороги выстроить заново. При этом грунтовка кроме Липок захватит деревни Погорелку и Мешково. Статистика такова: в Великом Мхе 51 местный житель, а в дачный сезон население поселка увеличивается вчетверо. Еще восемь постоянных жителей в трех названных деревнях, чье население летом вырастает в десять раз.

Великомошцам такой расклад не понравился: «Зачем нам такой круг в 15 с лишним километров делать через Никольское, если можно по новой 5­километровой дороге попасть сразу в Сидорово?». Они предложили свой вариант – проложить новую дорогу там, где проходила узкоколейка. Дорожники парируют: вариант великомошцев хоть и короче, но гораздо более затратен, поскольку не просто предстоит расширять насыпь (ширина узкоколейки недостаточна, чтобы разойтись встречному транспорту), но и делать это в непроходимых болотах. Более того, эта дорога пересекает газопровод и проходит через паевые участки местных аграрников. А значит, придется получать дополнительные согласования, усложнять проект, вести переговоры с землевладельцами и выплачивать компенсации за изъятые земли, если на то будет получено добро. Во всяком случае, вариант, предложенный автодором, может быть реализован проще и быстрей. К тому же недалеко от Никольского есть старые карьеры, откуда легче доставлять песок для строитель­ства. В перспективе дорогу можно будет закольцевать на Сидорово.

Поселковые стоят на своем – дяде Васе, который один живет в деревне Суворово, до бывшей узкоколейки рукой подать, а до новой дороги не до­браться. Жители соседних деревень удивляются – дядя Вася один, а нас восемь человек, и нам до узкоколейки гораздо дальше! Под конец жарких дискуссий великомошцы сбавили пыл, но попросили записать в протоколе схода свое особое мнение.

Результаты всенародного обсуждения будут направлены в область. Если областная администрация примет решение по варианту, предложенному автодором, то уже этой осенью начнется проектирование новой дороги, которое завершится к весне будущего года. А сразу после паводка в Никольское приедут дорожные строители, и уже в 2007­м дорога жизни будет сдана в эксплуатацию. Финансирование объекта запланировано из областного бюджета. Власти сельского поселения уверены, что местные жители поддержат предложение дорожного департамента. Журавль в небе – не лучший вариант для вымирающей деревни.

Ну а пока осенняя распутица не вошла в свой пик, до Великого Мха дважды в неделю, как и прежде, будет ездить грузовик.

Комментарии