Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 13 октября 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/5206/

Ветераны вспомнили молодость

рубрика: Общество
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ

Присланный за ветеранами автобус оказался заполненным до отказа. Ни один из пенсионеров Ярославского районного нефтепроводного управления не отказался от поездки, предложенной профкомом и администрацией. День пожилого человека здесь было решено отметить экскурсией на реконструированные объекты ЯРНУ. Показать нефтепроводчикам старшего поколения, как изменились условия, культура труда и организация производства за последнее время в связи с успешным осуществлением большого, важного для всей страны проекта – увеличением мощности Балтийской трубопроводной системы до 65 миллионов тонн в год.


Показать действительно было что. Ветераны посетили ближайшую из модернизированных станций ЯРНУ – «Ярославль­3». Благодаря реконструкции она не только нарастила мощность перекачки нефти, но оснастилась новыми электронными и цифровыми системами управления, автоматики и телемеханики, о каких бывшие работники этой станции и не мечтали. Участ­ники этой необычной экскурсии не могли узнать свои бывшие цехи и участки в современных строениях, отделанных сайдингом и раскрашенных в фирменные сине­белые цвета Балтнефтепровода.

После поездки на НПС «Ярославль­3» ветеранам показали и все то новое, что сделано за последние годы на центральной базе ЯРНУ в Щедрине: цехи и лаборатории, расширенный резервуарный парк, компьютерное обеспечение служб, управляющих потоками нефти, непрерывно струящимися по артериям Балтнефтепровода, и передачей ее на заводы и в морские порты.

Впечатлениями от этого дня с нами поделился один из известнейших в коллективе ветеранов бывший начальник участка ремонта и наладки электрооборудования Герман Викторович Скробин.

Ярославскому нефтепроводному управлению Герман Викторович отдал 28 лет. И вот семь лет спустя после ухода на пенсию вновь посетил предприятие.

– Впечатление такое, что я попал на одну из зарубежных нефтеперекачивающих станций, – не скрывал своего восхищения от поездки ветеран. – Мне ведь довелось в разные годы для освоения нового современного оборудования выезжать за границу: в Германию, Испанию. Должен сказать, что теперь у нас автоматизация, производственный дизайн, благоустройство территорий ничуть не хуже, а, может, и лучше, чем в Европе.

Герман Викторович, можно сказать, – потомственный электрик: электромеханиками высокого класса были отец и сестра. С электросистемами связала свою работу племянница, после школы некоторое время в электроэнергетике работал и сын, пока не женился и не уехал в Литву. У Германа Викторовича призвание определилось еще в школе. В пятидесятые годы среди мальчишек увлечение радиолюбительством было, можно сказать, повальным. Хороший радиоприемник, а тем более с коротковолновыми диапазонами, был большой редкостью, и наиболее рукодельные и смекалистые из школьников послевоенной поры собирали их сами, осваивая азы электроники и электрики на практике. В семнадцать лет паренек сразу после школы поступил учеником электромонтера на Ярославский завод СК, где впервые столкнулся с промышленной электротехникой, автоматикой и телемеханикой на нефтехимическом предприятии.

Последующая служба в армии в Заполярье, в радиотехнических войсках, укрепила Скробина в его призвании. Отслужив срочную, он вернулся в Ярославль и до до 1971 года работал электромехаником в электросетях «Ярэнерго». В Ярославской энергосистеме тогда, как и сейчас было правилом наиболее перспективных и смекалистых рабочих рекомендовать в вечерние и заочные вузы. К студентам­заочникам относились с пониманием: отпускали на сессии. Скробин поступил во Всесоюзный заочный политехнический институт. Сначала учился по специальности «промышленная электроника».

– Учился я, учился, – вспоминает Герман Викторович, – разрывался между работой, институтом и семьей: у меня уже дочь и сын подрастали. Учился долго. Часто приходилось отлучаться в командировки. А доучился до того, что нашу специальность в ВЗПИ закрыли. И мне предложили перейти на любую другую специальность на том же факультете. Так вот и случилось, что стал я не электронщиком, а электроинженером.

– Но когда стал работать на нефтепроводе, знания электроники пригодились. Здесь, особенно в последнее время, вся телемеханика стала переводиться с электрической, релейной на электронную.

– Когда меня пригласили в ЯРНУ старшим инженером электролаборатории, в этой службе кроме названия ничего не было. У меня был всего один подчиненный: парнишка­элект­ромеханик. Ни своих помещений, ни оборудования в лаборатории не было.

Герман Викторович начал подбирать людей, таких же, как он, рукодельных, мастеровитых. Многие из его воспитанников и по сей день составляют золотой фонд электрослужб ЯРНУ. Не было в достатке измерительной аппаратуры. Хорошо, в «Ярэнерго» остались друзья, помогли кое­что из приборов приобрести или давали на время, чтобы проверить оборудование.

В 1971 году на станции в Щедрине были только меньшие из существующих ныне резервуаров и одна площадка, где уже действовал отвод на Киришский нефтеперерабатывающий завод в Ленинградскую область. При Скробине начали строить станцию «Быково» в Новгородской области, потом станции «Степанково» и «Залесье» в Горьковской области. Мощность перекачки все росла.

Лаборатория Скробина тоже оснащалась новым оборудованием, приборами.

– Мы в основном занимались высоковольтным оборудованием, – рассказывает ветеран. – Тогда здесь самые мощные насосы были по тысяче киловатт, потом их стали менять на насосы по 2 – 2,5 тысячи. Сначала сами приспосабливались, как перематывать мощные электромоторы, приходившие к нам в ремонт. Появлялось импортное оборудование с мощными двигателями для насосов. Их в Ярославле никто не брал в ремонт, и нам приходилось самим что­то создавать, придумывать, чтобы, например, извлечь обмотку из импортного двигателя. А они были японские, немецкие, австрийские, итальянские.

В итоге Скробин и его элект­ромеханики, подобно тульскому Левше, научились «подковывать» и эту иностранную технику. Да так, что отремонтированные ими двигатели и насосы работали, как новые.

Когда Скробина из старших инженеров перевели в начальники участка, он не помнит, потому как к тому времени лаборатория уже фактически превратилась в хорошо оснащенный, укомплектованный грамотными специалистами участок.

Жалеет только Герман Викторович, что немного не застал начало третьего тысячелетия и строительство одного из крупнейших в мире «Балтнефте­провода», транспортирующего российскую нефть из Поволжья , Приуралья, Прикамья и Западной Сибири до самого Балтийского моря.

Мы зашли с Германом Викторовичем в его бывшие владения. Рабочие и специалисты все его помнили и радушно приветствовали. А сам он убедился, что трудовую эстафету передал в надежные руки.