Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 26 октября 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/5391/

Волшебник из страны пчел

рубрика: Общество
Автор: Татьяна КИСЕЛЕВА

Сельхозпредприятие «Рассвет», пожалуй, единственное в Гаврилов­Ямском районе, где еще держат собственную пасеку. Ежегодного сладкого «урожая» здесь, в деревне Гора, собирают столько, что и своим хватает, и на продажу остается. А командует на этой «фабрике» меда Сергей Колобков, человек поистине уникальный, который может рассказывать о любимом деле часами.


В пасечниках Сергей Николаевич уже четверть века, и хотя никто в его крестьянском роду пчеловодством не занимался, Колобков считает, что это его призвание. Поначалу предложение жены обзавестись ульями дипломированный механик воспринял как шутку, но, подумав, все же решил рискнуть. Так появились возле дома Колобковых три первые семьи трудолюбивых насекомых.

– Подходить к пчелиным «домам» я долгое время очень боялся, – с улыбкой вспоминает Сергей, – и поначалу натягивал на себя для безопасности все, что можно, – теплую куртку, резиновые сапоги и перчатки, даже шею шарфом заматывал, чтобы не ужалили. Но потом ничего, пообвыкся, стал смелее, да и пчел узнал получ­ше. Так что теперь мы с ними на ты.

Первые три «жужжащие» семьи все же погибли – отсут­ствие опыта сказалось. Тогда Колобков, привыкший любое дело доводить до конца, снова купил пчел, но теперь уже обложился специальной литературой и потихоньку­полегоньку не только в теории, но и на практике стал знакомиться с повадками полосатых тружениц, больше узнавать об их внутренней жизни, «иерархической лестнице». Ведь в каждом улье, где обитают до нескольких тысяч особей, все обязанности строго распределены. Есть у пчел и простые «работяги», которые собственно и летают за цветочным нек­таром, есть и строители, которые с геометрической точностью возводят соты. О душистых цветочных полянах докладывают пчелы­разведчики, а важная миссия производителей потомства лежит на всем известных трутнях. Правда, когда они наделают достаточное количество «детей», «пап» без всякого зазрения совести изгоняют из «дома» и они умирают.

Все эти тонкости Сергей Николаевич знает теперь досконально и по пасеке расхаживает уже свободно, даже защитную шляпу с сеткой не надевает, ведь крылатые «жители» его участка признали Колобкова за хозяина и не кусаются. Да и сама пасека разрослась в несколько раз и насчитывает уже более трех десятков ульев. Это вместе с «рассветовскими», заведовать которыми уникального специалиста уговорили лет десять назад. Так добыча меда и превратилась для Сергея Николаевича из хобби в профессию, без которой он уже не представляет своей жизни. И хотя зарплата за «сладкий» труд вовсе не «сладкая», а скорее чисто символическая, зато продажа янтарного «урожая» позволяет жить довольно сносно. Покупателей много, ведь те, кто хоть раз отведал колобковского меда, дружно становятся в ряды постоянных клиентов, да еще и друзей­знакомых с собой приводят.

Приезжают в Гору за покупкой «живого товара» и те, кто тоже решил заняться пчеловодством. Кстати, вопреки распространенному мнению о том, что содержание пасеки – удел пенсионеров, среди новоявленных любителей этого дела немало молодежи. Вот только, покупая у настоящего профессионала пчелиные семьи, мало кто интересуется, как же все­таки нужно с ними обращаться.

– Кое­кто из таких горе­любителей вообще считает, что главное в этом деле запастись медогонкой, а остальное, как говорится, приложится, – смеется Колобков. – Но прежде, чем медогонка наполнится, предстоит немало потрудиться, ведь в нашем деле, как в любом другом, нужны и сноровка, и немалые знания. А главное – любовь.

Сам же Сергей Николаевич любит все, что его окружает. Вот почему у него на участке и птички­синички круглый год чирикают, и караси в пруду не переводятся, и фрукты­овощи неплохой урожай приносят. Еще возле дома растут два куста можжевельника, принесенные из леса, и даже плодоносят. Ярко­синие ягоды, обнаружить которые в колючих пушистых ветках совсем непросто, обладают удивительным вкусом и пахнут хвоей. На небольшой грядке тянутся к солнышку полтора десятка малюсеньких кедров. Сейчас их в густой траве не сразу и заметишь, а пройдет несколько лет, и превратятся саженцы, проклюнувшиеся из обычных орешков, в могучие деревья.

Но это будет все же нескоро. А пока Сергей Колобков занимается любимым делом и встречает гостей у порога не хлебом­солью, а ароматнейшим медом, который буквально переливается на солнце и по цвету напоминает лучшие сорта янтаря. За чашкой чая, в неспешной беседе пасечник раскроет тем, кто хочет и умеет слушать, немало своих секретов. А еще непременно поведает байку о том, почему мед, остающийся в сотах, долго не засахаривается. Оказывается, пчелы, прежде чем запечатать каждую ячейку воском, добавляют туда капельку яда, целебные свойства которого известны давно. Наверное, еще и поэтому уникальный дар природы до сих пор пользуется в народе любовью, ибо избавляет от многих хворей.