Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 28 октября 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/5417/

Где растет фейхоа

рубрика: Общество
Автор: Марина ШИМАНСКАЯ

Каждый знает, что инжир с айвой и другие экзотические фрукты типа фейхоа растут без труда лишь в далеких от нашего северного города теплых странах. Однако есть обычная трехкомнатная квартира в Заволжском районе, которая даже близко не напоминает субтропики, но в ней круглый год плодоносят все эти чужеземные растения. И урожай неплохой – 70 лимонов с одного дерева в год.


Хозяева этой необычной квартиры лимоны уже давно в магазинах не покупают. И никаких специальных приспособлений – ни дополнительного освещения, ни обогрева – в квартире нет: прихотливые южные гости вполне довольны местом и на обычном подоконнике.

Что же это за чудеса и в чем тут секрет? А секрета никакого нет – просто глава семьи Николай Александрович Гусев так любит растения, столько о них знает, обращается с ними как с вполне одушевленными существами, что, кажется, любой посаженный им прутик готов превратиться в красивое дерево и отблагодарить хозяина сказочными плодами.

Его любовь к растительному миру возникла еще в детстве. В шесть лет Коля Гусев знал, что обязательно станет агрономом. И не только потому, что мама и папа с удовольствием работали на земле. Коля и сам много читал о природе, был непременным участником всевозможных олимпиад, постоянно экспериментировал, выращивая кукурузу не по указу Хрущева, а по зову души, собирал гербарии. И когда пришло время, не сомневаясь, отправился поступать в сельскохозяйственную академию.

По окончании учебы уехал на работу в Ростовский район. Пять лет пролетели как песня, а потом в колхозе поменялось руководство, и, не найдя общего языка с новым председателем, Николай уехал. Расставался с любимым делом тяжело – много в ту землю души было вложено.

В Ярославле стал главным агрономом предприятия «Сортсемовощ». По служебным делам часто приходилось бывать на различных выставках, там­то и открыл для себя Николай Александрович настоящее цветочно­растительное многообразие.

Теперь для сельскохозяйственных экспериментов у семьи Гусевых три садовых участка. На одном – только цветы, более двухсот видов! Начинающие садоводы удивляются: «Неужели можно запомнить все названия этих цветов, ведь их и выговорить­то трудно». Но если кому и трудно, то не ему. На другом участке – сад, где плодоносят не только яблони, но и груши, абрикосы, виноград, а вкус у плодов такой, какого у рыночных фруктов не бывает. На третьем – картошка, морковка, капуста и прочие необходимые овощи.

А вот все экзотические гости живут в квартире – делят место на подоконниках с цветочными увлечениями хозяйки. Круглый год Гусевы лакомятся собственными лимонами, мандаринами, фейхоа. Задумал теперь Николай Александрович и на кофе не тратиться – выращивать тоже в квартире. Два года бьется – кофейные деревья растут хорошо, но урожаем радовать не спешат. Ну да куда они от таких садоводов денутся! Между прочим, теперь лимоны растут не только у них в квартире, но и почти у всех их соседей по подъезду.

Кстати, у Николая Александровича Гусева – садовода со стажем длиной в жизнь – есть свое объяснение, почему садоводство долгие годы было одним из самых привлекательных занятий для многих россиян:

– Просто всегда было важно «дачное общение». Мы в городе давно разобщены, не знают друг друга даже соседи по дому. На даче же общение завязывается легко – как в бане, без званий и регалий. У меня отец был шофером. На дачной дорожке рядом с нами стоял дом директора завода. Когда бы они на заводе встретились? А в садах общались как добрые соседи.

Может быть, поэтому и уничтожить садоводство пока не удалось ничем – ни ростом цен на билеты в пригородном транспорте, ни налогами, ни полной беззащитностью дачников перед наглеющими ворами. Любовь к земле в России неистребима. Может быть, и не надо нам искать национальную идею, а просто сделать так, чтобы Николай Александрович Гусев и его друзья и соседи не боялись, что родное государство заставит налогами или очередными непродуманными реформами отказаться от дорогих сердцу соток.