Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 01 ноября 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/5459/

Пей – и дьявол доведет до конца...

рубрика: Общество
Автор: Екатерина АБРАМОВА

В начале 2006 года водка в России подорожала. Но вместо того, чтобы перейти на самогон, как это было, скажем, во времена «сухого закона», наши люди стали пить растворители, краски и стеклоочистители. Оно понятно – на самогон сахару сколько надо, а он дорогой. Зато стеклоочиститель «Максимка» всего пару червонцев стоит. Дешево и сердито. Итог: за последнее время суррогатным алкоголем отравились четыре с половиной тысячи россиян, двести из них умерли.


Конечно, нельзя сказать, что любители принять на грудь до сей поры не употребляли жидкости, используемые их более цивилизованными собратьями исключительно в быту. Просто в связи с ростом цен это приняло оттенок стихийности. И как следствие – вызвало настоящую вспышку так называемого токсического или алкогольного гепатита.

– Все эти спиртосодержащие жидкости, используемые в быту, высокотоксичны, – говорит Владимир Смирнов, завкафедрой судебной медицины Ярославской медакадемии, профессор, заслуженный врач. – И они сильно действуют на печень. Если употреблять их регулярно, происходит гибель печеночных клеток, и возникает печеночная недостаточность. Одно из ее проявлений – желтуха. Таких больных сейчас очень любят по телевизору показывать. В водке есть этиловый спирт. В отличие от тех, что содержатся в технических растворах, он изготавливается из пищевых продуктов и не столь токсичен. Впрочем, если много пьянствовать, то эффект получится такой же – печеночная недостаточность, токсический гепатит.

Согласно данным ярославских «судебных химиков», в этом году в нашей области в больницы попали около сотни алкоголиков, употреблявших суррогаты. Шестнадцать из них погибли – пятнадцать пили метиловый спирт, один – пропиловый. По словам Владимира Васильевича, наиболее сложная ситуация с суррогатным алкоголем в Гаврилов­Ямском районе.

Впрочем, несмотря на то, что Ярославская область далеко не на первом месте среди «опасных» в этом смысле регионов, напряженная обстановка сложилась во всех районах. В Переславской ЦРБ находятся четыре женщины и семь мужчин с симптомами токсического гепатита. В конце прошлой недели один мужчина скончался. По словам медиков, причина заболевания этих людей – употребление суррогатного алкоголя. Кто­то отравился «Антильдом», кто­то – стеклоочистителем, а некоторые – настойкой боярышника. Кстати, последняя в народе считается продуктом качественным, потому как продается в аптеках и является лекарственным препаратом. Однако в последнее время некоторые фирмы стали готовить ее на техническом спирте вместо этилового...

Резкую вспышку продажи и изготовления суррогатов фиксируют и сотрудники правоохранительных органов. В текущем году районными прокуратурами возбуждено 232 (в прошлом году 58) уголовных дела за изготовление и сбыт суррогатных напитков (статья 238 УК РФ).

Наиболее «плодотворно» в этом плане работают УВД Рыбинска и Рыбинского района – там выявлено 70 фактов реализации суррогатной алкогольной продукции. Для сравнения – в Заволжском районе Ярославля выявлено 20 фактов, в Ярославском – 18, в Ростовском – 17 фактов.

За прошедшие десять месяцев 2006 года сотрудниками милиции из незаконного оборота изъято 8581,5 литра алкогольной продукции, в том числе 1864,3 литра суррогата.

– А меня сложившаяся ситуация вовсе не удивляет, – рассуждает начальник отдела пищевой промышленности областного департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Юрий Шевелин. – Когда первого января этого года федеральные власти упразднили региональные системы контроля за качеством ввозимой алкогольной продукции, мы встали на уши – что же такое будет! И вот оно случилось.

С 2003 по 2005 годы в области все партии алкоголя проверялись в испытательной лаборатории молочного сырья специалистами по алкоголю, а отдел пищевой промышленности давал разрешение на маркировку продукции. И только в этом случае она поступала на ярославский рынок. По словам Юрия Ивановича, такие меры хорошо помогали в борьбе с некачественным алкоголем. В 2003 году, например, в продажу не попали 577 тысяч бутылок различного алкоголя, в 2004­м – 482 тысячи, в 2005­м – 274. Много нареканий было по поводу вина, особенно с российского юга, но и с водкой были проблемы.

– Конечно, одно дело – проверять поступающую на рынок продукцию, и совсем другое – проверять ту, которая продается из­под полы, – последним мы не занимались, – говорит Юрий Иванович. – Но статистика показывала, что общее число отравлений в связи с нашим контролем снижалось. В 2002 году – по области 1219 смертей, в 2003­м – 1130, в 2004­м – 1038. Почему нашу систему решили устранить – приходится только догадываться: видимо, кому­то она поперек горла встала. Сейчас в магазинах полно фальсифицированной водки. И качество алкоголя проверяем не мы, а его величество покупатель, причем, порой ценою собственной жизни. Доходит до абсурда – вот продают водку по 28 рублей. А акциз на одну бутылку – 48 рублей. Явно, что эта водка нелегальная. Может быть, она и хорошая, и никто ею не отравится – но откуда же знать...