Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 09 апреля 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/55677/

Служить бы рад, от «дедовщины» тошно

рубрика: Общество
Автор: Владимир ЛЕТУНОВСКИЙ
Фотографии: Анна ЛУКИНА

1 апреля в России начался весенний призыв в ряды Вооружённых сил. Армейский вопрос по-прежнему является одним из самых сложных.

И пусть призывники уже служат год, а не два, и в горячие точки срочников не посылают, проблемы остаются. И слово «дедовщина» является, пожалуй, самым страшным для молодых ребят призывного возраста. Однако так ли страшен призыв, как его малюют? В этом попытался разобраться корреспондент «Северного края».


Для начала мы с фотокорреспондентом отправились на призывной пункт в Заволжском районе Ярославля. Ребята-призывники спокойно проходили медкомиссию и никакой паники в их глазах я лично не заметил. Единственное, что их смущало, так это объектив камеры нашего фотокора.

Начальник отдела военного комиссариата Заволжского района города Ярославля и Ярославского района Алексей Лебедев охотно провёл нас по кабинетам и наглядно продемонстрировал условия, в которых проводится медицинское обследование будущих защитников Родины. На вопрос как ребята относятся к службе в армии, одни попытались отшутиться, а другие без доли иронии с гордым видом заявили, что всегда готовы идти защищать Родину.

– Я сейчас пока ещё учусь, поэтому получил временную отсрочку, но когда закончу, обязательно пойду служить, – поделился с нами один из призывников, учащийся Ярославского градостроительного колледжа Никита Потеряев.

– Большая часть ребят призывного возраста получают отсрочки: кто-то по состоянию здоровья, но большинство по учёбе, – рассказал Алексей Львович.

Две тысячи молодых ребят из нашей области должны встать под ружьё в нынешнюю призывную кампанию. Эту цифру назвал военный комиссар области Николай Сурков.

– Цифра близка к показателям прошлой призывной кампании. По новым правилам родители за свой счёт могут сопровождать своих сыновей до места службы, – отметил Николай Борисович.

Другое нововведение – участие в призывных комиссиях организаций, защищающих права призывников. В одну из таких организаций – Ярослав­ское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Комитет солдатских матерей России» – мы и направились после посещения военкомата.

– На самом деле мы участвовали в деятельности призывных комиссий и в прошлом году. Тогда члены нашей организации были допущены наблюдателями на все призывные пункты города Ярославля, – рассказал руководитель организации Андрей Курочкин. – Тогда было выявлено много нарушений. Самой проблемной стала работа призывной комиссии в отделе военного комиссариата по Кировскому, Красноперекопскому и Фрунзенскому районам города Ярославля. Сейчас в судах разбираются 27 дел. В этом году нас в этот отдел уже не допустили. Хотя звонки и жалобы есть.

– В чём заключаются основные нарушения в деятельности призывных комиссий?

– В каждом военкомате в составе медицинской комиссии должны быть семь врачей: окулист, лор, невропатолог, психиатр, стоматолог, хирург и терапевт. Достаточно часто случается так, что одного или двух врачей по тем или иным причинам в комиссии нет. А если нет врача, то, значит, призывнику и не к кому будет предъявить свою жалобу. И в итоге он признаётся годным и уходит со своим недугом служить в армию. Иногда предоставляемый в военкомате акт на обследование призывника просто не совпадает с характером его заболевания. Например, у парня плоскостопие, а ему выдают акт на обследование почек. Призывнику остаётся лишь добиваться защиты своих прав.

– В целом служба в армии как-то изменилась сейчас по сравнению с прежними годами?

– На мой взгляд, неуставные взаимоотношения в армии стали ещё более изощрёнными. Очень часто встречаются случаи вымогательства денег, но, в основном, «дедовщина» выражается в издевательстве над солдатами. Например, был такой случай, когда двое старослужащих били топором по каске одному из молодых бойцов, а когда тот терял сознание, пинали его ногами. Это уже, согласитесь, беспредел. Да, сейчас стараются направлять призывников служить поближе к дому, но есть случаи, когда солдата-срочника засылают и в отдалённые от дома войсковые части. Самыми проблемными зонами в плане неуставных отношений на сегодняшний день являются Московская область и кавказский регион.

– Андрей Николаевич, какая же основная роль вашей организации?

– Мы выступаем за то, чтобы в армии служили здоровые и подготовленные ребята. Однако для этого государству нужно вести работу не по отлову уклонистов, а по военно-патриотическому воспитанию граждан. Считаю, что для этого необходимо восстановить начальную военную подготовку, наладить работу спортивных секций. Мы видим, что в армии идут постоянные сокращения. Притом, сокращаются в основном учебно-воспитательные отделы, то есть те люди, которые занимаются воспитанием и обучением солдат. Ликвидировали должность зам­полита. Сейчас эти обязанности возложены на сержантов.

А что, скажите, может сделать 18 – 19-летний парень? Вот и появляется сержантский кулак и неуставные взаимоотношения в войсках! Очень сильно сокращены или не оснащены нужным оборудованием медицинские службы. Поэтому оказать необходимую помощь бойцам порой просто невозможно. Экономят на армии, причём на жизненно важных вещах.

– Но, разумеется, в одночасье армию не переделаешь, и призывники идут служить в ту армию, которая есть. Так что бы вы им посоветовали?

– Я советую не только им, но и тем ребятам, которые через год, а может быть, и через несколько лет пойдут служить, в первую очередь – следите за своим здоровьем. А в случае выявления заболеваний добиватесь получения отсрочки или освобождения от службы. Больному служить ни в коем случае нельзя. Если же призывник здоров, то ему не нужно бояться армии. Необходимо заниматься физической подготовкой, чтобы, придя в вой­ска, чувствовать себя там как рыба в воде. Тогда служить будет комфортно, и через год солдат благополучно вернётся домой.







Комментарии