Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 10 ноября 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/5572/

У молодых должен быть выбор

рубрика: Общество
Автор: Духовник гимназии иерей Александр СМИРНОВ

«Если не получается учиться, то и не парься... Значит, это не твое!».(Из разговора на школьной перемене).


Мы долго мечтали о свободе. Сначала шептались о ней на кухнях, потом кричали на митингах... Теперь нас убедили, что мы ее имеем. Свобода у нас, похоже, действительно есть. А выбора нет. Как, впрочем, и раньше не было. Свобода без выбора – это и есть, видимо, наша судьба... Вот только очень жалко детей.

В войну они играли в подвалах гильзами от патронов, потом в подворотнях пробками от пивных бутылок, теперь появилась «ПЕПСИ». Вот они ее и выбирают. «ПЕПСИ» – это не напиток, это – символ! Символ сбывшейся мечты о свободной и счастливой жизни. Правда, в последнее время молодые люди опять же выбирают вместо не очень понятного им «счастья» понятие «драйв» (drive – англ.) – гнать, мчаться (на машине). Хорошо все, что приводит к «драйву». «Драйв» дают травка, пиво, халява, секс... Все это, стало быть, хорошо.

Что же могут противопоставить «драйву» школа и семья? Компьютерные технологии? Так и там кругом «драйв» – и в Интернете, и в известных и вполне доступных (даже в гастрономах) «игрушках»... Большинст­во родителей либо не знают как, либо не хотят, либо не имеют возможности предложить альтернативу вездесущему «драйву». Практически все школы предлагают исключительно образовательные услуги, в лучшем случае – с гарантией поступления куда­нибудь.

Куда­нибудь поступить, конечно, неплохо. Однако может ли эта задача претендовать на конечную и генеральную цель такого огромного периода жизни (10 школьных лет – это практически 2/3 от всей прожитой каждым выпускником сознательной жизни)? Ведь из школы уже не ребенок выходить должен, а гражданин Россий­ской Федерации! Потенциальный (а может, и реальный, если, конечно, родители не «отмажут») воин, защитник своего Отечества. Вот только что хорошего знают они о своем Отечестве, за которое должно быть не жалко и жизнь отдать?

А как будут рожать своих детей вчерашние выпускники, которые, кроме «драйва» от процесса, Богом данного для рождения детей, ничего не ждут? Потому как дети давно стали нежелательным послед­ствием небезопасного секса – ведь их надо кормить, одевать и воспитывать! А это значит – опять же «париться», а молодежь сейчас этого не любит...

Что со всем этим делать? И будет ли кому воспитывать наших внуков после нас? И будет ли кто­нибудь защищать наше Отечество? Или, может, и защищать скоро станет нечего?

Молчаливой (наговорились уже за последние годы!), но конструктивной попыткой ответа на все эти непростые вопросы стало появление негосударственного образовательного учреждения «Ярославская губернская гимназия имени святителя Игнатия Брянчанинова». Как и положено всему живому, рождалась она в муках. Сначала была горстка педагогов­энтузиастов и родителей, готовых на все, лишь бы не отдавать своих детей в государственную школу. Арендовали неуютное, но дешевое помещение профтехучилища на улице Маланова.

Несмотря на все неудобства, дети вспоминают этот период как самый романтичный: сочинения и диктанты писали на железных верстаках, вместо книжной подставки – огромные тиски... Потом любящее детей сердце архиепископа Кирилла не выдержало, и он, сняв себе квартиру, свой дом отдал гимназии. И мы на самом деле жили там как дома. Очень уютно, но слишком тесно (примерно 200 кв. м на 120 учащихся). Пришлось разделить гимназию на три части. Учились в разное время и в разных местах. Уютный дом был, но не было еще гимназической семьи. Поэтому везде – на улицах Маланова и Б. Федоровской – в нашем «теремке» шла напряженная, творческая и многообразная работа учителей и самоотверженное материнское попечение о своих детях воспитателей. Сколько было побед, маленьких и больших! Сколько было радости и света в глазах гимназистов!

Здесь прошли первые выпуски – сначала из девятых классов, а в 2006­м – уже из одиннадцатого. Кстати, 100 процентов выпускников этого первого 11­го класса поступили в вузы по своему выбору. Это и Демидовский университет, и медицинская академия, и педагогический университет имени Ушинского, и только что открытая Ярославская духовная семинария... Но самое главное – это счастье! Именно счастье (а не «драйв») родителей, чьи дети подобно гадким утятам, расправив смятые бездуховностью массовой культуры крылья своей души и стряхнув с себя грязь ненависти и эгоизма, превратились в прекрасных лебедей.

Однако пусть об этом говорят другие. Для нас уже достаточно важно то, что есть такое место в городе, где забота о душе и сердце ребенка является главной доминантой образовательного процесса. Где и дети, и родители, и учителя чувствуют себя участниками процесса исторического значения: у нас на глазах происходит сшивание в одно тело, в один организм славного исторического духовного наследия нашей Отчизны с культурно­нравственной тканью будущей счастливой земли Русской. Мы верим в это.

Нашей гимназии пошел уже четвертый год. Благодаря молитвам всех сочувствующих делу возрождения нашего православного Отечества, заботам правящего архиерея архиепископа Кирилла и губернатора Ярославской области А. И. Лисицына гимназии передано достаточно просторное старинное здание в центре города. Сразу же прибавилось и учащихся. Но, к сожалению, глубокая тревога за будущее этого проекта остается у тех, кто знает финансовое положение нашей гимназии.

За косметический ремонт, без которого просто нельзя было впустить детей в помещение, мы задолжали строителям около 700 тысяч рублей. А самое главное – бюджет гимназии для стабильного ее существования должен иметь как минимум три опоры: дотации областного департамента образования, родительская плата и спонсорская поддержка. Так вот этой третьей финансовой опоры и не хватает (примерно 200 тысяч рублей ежемесячно).

Епархия не в состоянии закрывать собой эту брешь. Переложить финансовое бремя на родителей – значит отсечь большую часть тех многодетных православных семей, которым просто необходима наша гимназия. У вас есть возможность принять посильное участие в становлении учебного учреждения, призванного стать моделью будущей школы Православной Руси. Имена всех благодетелей гимназии включаются в гимназический синодик для молитвенного поминовения на детских богослужениях.