Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 14 ноября 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/5599/

На сражение девушка провожала бойца

рубрика: Общество
Автор: Екатерина АБРАМОВА

Благоверный князь Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года. Прошедший в минувшие выходные в Переславле­Залесском, уроженцем которого являлся сей великий полководец, фестиваль исторической рекон­струкции был посвящен этой дате. Впрочем, действо, развернувшееся на Красной площади возле Спасо­Преображенского собора, имело весьма опосредованное отношение к личности князя Александра.


В программе обещалась реконструкция событий знаменитого Ледового побоища. Однако кроме ожидаемых русских воинов и ливонских рыцарей на площадь прибыли представители всевозможных стран и эпох. Были там и викинги в мехах и шкурах, и ирландский щитоносец с горном, и крестоносцы в кольчугах, и прочие весьма забавные персонажи.

Мое внимание привлекали два «ирландца». Один – рыцарь, другой – его щитоносец. У щитоносца, высокого светловолосого юноши со взглядом горящим, на груди висел костяной горн.

– А играть умеешь? – поинтересовалась я.

– Не, еще не научился.

– Получается, он у тебя просто для вида?

– Хм, – смутился парень. – Ну, если хотите, могу попробовать.

– Не надо, – категорично остановил своего помощника рыцарь. – Лучше не позорься. Я бы вам сыграл, но мне шлем мешает.

Несмотря на довольно прохладную погоду, поглазеть на невиданные бои пришла огромная толпа зрителей.

– О! Смотрите, какой у него меч! – восклицали наравне с детьми взрослые мужчины. И щелкали фотокамерами своих мобильников. – А этот­то, этот – вылитый Железный дровосек! У него под доспехами – памперсы. Ха­ха­ха!

В отличие от скептически настроенных взрослых дети с открытыми ртами наблюдали за тем, сколь горделиво вжившиеся в роль воины прохаживались по заснеженному полю.

– Скажите, пожалуйста, а эти доспехи вы сами делали? – робко интересовались девушки у того самого обсмеянного рыцаря, стараясь, видимо, сгладить нанесенную земляками обиду.

– Нет, обменял у товарищей. Сам я кожаные доспехи делаю, а в нашем клубе нет кузнеца.

– А вам холодно? Ведь металл же на морозе стынет...

– Наоборот – мне очень жарко, – ответил молодой человек. – Хорошо, что сейчас не лето.

Среди участников фестиваля были и несколько девушек. Одна из них – в облачении шведской крестьянки второй половины четырнадцатого века – прогуливалась с бомбардой, время от времени заправляя ее порохом и постреливая в воздух. В беседе выяснилось, что «по паспорту» зовут ее Юля, но руководитель подольского клуба исторической реконструкции «Рыцарское копье», которого ребята называют герр барон, дал ей новое имя – Элли Николас Датир.

– Вообще­то по статусу я имею право быть и знатной дамой, а не только крестьянкой, – говорит Юля, – но я не успела сшить себе одежду. Платье еще только выкроено.

Шить платье из зеленого сукна Юле предстоит вручную. Так же был изготовлен и этот ее наряд.

– Во время ролевых игр всегда проводят конкурс костюмов, и требуется, чтобы они были из натуральных тканей и пошиты вручную, соответственно эпохе.

По словам Юли, она умеет драться и на мечах, и на ножах, но – «неженское это дело». А вот из бомбарды почему бы и не стрельнуть.

Тут к девушке подбежал паренек в воинском прикиде (назвался Николасом, в повседневной жизни – Коля) и попросил помочь снарядить его на бой. Элли­Юля усердно стала помогать. По тому, как она управлялась, стало ясно, что ей доводится делать это не впервой. Напоследок воин чмокнул помощницу в щеку и, размахивая мечом, убежал сражаться.

За всем этим пристально наблюдал местный батюшка.

– Я привел сюда своего семилетнего сынишку, чтобы он посмотрел на реальные бои. А то ведь я ему только рассказывал об этом. Конечно, такие мероприятия очень полезны, они укрепляют патриотический дух.

У парочки крестоносцев (как оказалось, из Одинцова) я поинтересовалась, изучали ли они специальную литературу, когда готовились к реконструкции Ледового побоища?

– Конечно, читали, – заверил один из них на чистом русском языке. – И кино «Александр Невский» смотрели.

– Меня там больше всего поразила сцена, когда детей в огонь бросали. Такие, знаете, душегубы.

– А вы знаете, что это все неправда? – вмешался в нашу ученую беседу случившийся рядом молодой человек. – Не было такого. На самом деле Псков сам сдался, и силой противник его не брал. В фильме много еще чего переврано. Так что надо книги исторические читать, а не фильмам верить, к тому же идеологическим.

К сожалению, реконструкция Ледового побоища так и не состоялась. Как объяснил инициатор фестиваля москвич Сергей Удод, просто не успели. Действительно, организация хромала откровенно. Не было ведущего, и зрители вообще не понимали, что происходит. Примерно через полтора часа после начала мероприятия зрительские ряды существенно поредели. Кто­то разогревался коньячком, а один папаша строгий, то ли заразившись духом войны, то ли стремясь согреться, устроил с маленьким сынишкой свой рыцарский турнир – на палках.

Завершающим этапом фестиваля стал Бугурт, или попросту – сражение «стенка на стенку». При этом воины разделились на две части как попало. Никакого сходства с историческими реалиями никто не придерживался, но сражение получилось эффектным и, как и следовало ожидать, вызвало настоящий шквал эмоций.

– Вали его! Вали! Мочи! – кричали мальчишки воинам.

– Сзади осторожно! Бей его! – вторили родители.

Парочка рыцарей так разошлась, что повалила ограду и упала прямо в зрительный ряд, не переставая, впрочем, размахивать мечами.

Дамы восторженно визжали.

Впрочем, такое безыдейное махание мечами все­таки смутило некоторых присутствующих. В том числе меня. Если, конечно, цель была просто подраться и завалить соперника, то можно сказать, что мероприятие удалось. Но коли уж назвались фестивалем, да еще «исторической реконструкцией», то хотелось бы соответст­вия... Но за доспехами и яркими костюмами, а также звоном мечей суть действа как­то потерялась.

Может, и не следует судить так строго. Сами участники явно были рады возможности показать себя, а зрители – посмотреть на красочное шоу. Чем не позитивное времяпрепровождение?