Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 07 мая 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/56048/

По Волге и Каме на родину Чайковского

рубрика: Общество
Автор: Ольга БЕЛОЗЁРОВА, доцент ЯГМА. Кирилл БЕЛОЗЁРОВ, учащийся ДШИ имени Л. В. Собинова

Наша семья всегда любила путешествовать по России, избирая путь передвижения традиционно водный. Следуя известной русской пословице «Река силы придаёт», мы оставили за плечами путешествия по Волго-Балтийскому пути, посетили острова Коневец, Кижи, Валаам, прошли по «московской кругосветке», побывали на вологодских реках и озёрах... А жарким летом 2010 года конечной точкой нашего маршрута мы выбрали Пермь с прохладным движением по Волге и Каме.


С точки зрения научного объяснения названия Кама, то некоторые учёные считают, что произошло оно от удмуртского слова «кема», что означает «долгий или длинный». Действительно, Кама велика, она одна из семи крупных рек Европы по протяжённости и площади водной глади. Своё начало река берёт от нескольких ключей в центральной части Верхнекам-ской возвышенности Удмуртии, от истоков течёт строго на север, минуя Кировскую область, потом делает гордый поворот на юг, пересекая в юго-западном направлении Пермский край, снова Удмуртскую Республику, республики Башкирию и Татарстан.

Крутой левый берег, пологий правый. Ельники и сосновые боры чередуются с весёлыми лиственными рощами и интересными отдельно стоящими деревьями. Проплывающие живописные берега достойны кисти художника. Вспоминаются картины пейзажиста Ивана Шишкина, кстати, уроженца Нижнего Прикамья. Восхищались красотами Камы многие поэты, писатели, художники, называя её «Кама-камушка», «Кама-матушка», «мать Кама синеокая», «Кама-красавица», «Кама-труженица».

Очередная остановка нашего теплохода — в молодом (всего лишь с пятидесятилетней историей) городе пермских гидроэнергетиков Чайковском, положившем начало Воткинскому гидроузлу и Воткинскому водохранилищу. На комфортабельном автобусе пересекаем самую длинную, протяжённостью в 5 км, плотину на Каме и продолжаем движение уже по территории Удмуртской Республики. Одновременно совершаем «путешествие во времени», пересекая границу сразу в два часовых пояса. Экскурсовод рассказывает нам о дружелюбном, приветливом, очень выносливом и очень-очень трудолюбивом удмуртском народе, коренные представители которого рыжеволосы, веснушчаты, зелено- или голубоглазы и по индексу рыжеволосости занимают второе место в мире, уступая лишь ирландцам.

Наш путь лежит в старинный город Воткинск, в прошлом Воткинский завод Сарапульского уезда Вятской губернии, — родину великого русского композитора Петра Ильича Чайков-ского. Здесь прошли его дет-ские годы. Пётр Ильич называл их самыми счастливыми и безмятежными из всей жизни. В минуты радости, а чаще в минуты печали Чайковский мысленно возвращался в родные места: «Прошлое со всеми подробностями до того живо воскресло в памяти, что казалось, я дышу воздухом Воткинского дома…« — писал композитор в 1892 году.

С 1758 года ведёт славную историю железоделательный завод на реке Вотке. Отсюда пошло и название — Воткинский завод — Воткинск, хотя утвердилось оно окончательно лишь к началу XIX века, а до этого населённый пункт долгое время назывался по имени церкви Святого Дмитрия Ростовского, то есть село Дмитровское.

Илья Петрович Чайковский, отец композитора, назначается начальником Камско-Воткин-ского горного округа в марте 1837 года. Чайковский энергично приступает к своим обязанностям, добивается ускорения процесса строительства важных для заводского производ-ства пудлинго-сварочных устройств. Под его руководством были значительно усовершен-ствованы металлообрабатывающие механизмы, внедрены паровые молоты, прессы, подъёмные устройства и другие новшества. С именем Ильи Чайковского связано зарождение судостроения на Камско-Воткин-ском заводе. На предложение строить железные пароходы он ответил: «…Для исполнения этого предложения нет ничего невозможного». В 1846 году была сооружена судоверфь, закладка первого парохода состоялась осенью 1847 года и стала значительным событием для всего Урала. Спустя полгода жители посёлка стали свидетелями спуска первого парохода «Астробад» на воду.

Наряду с заботами о производстве Илья Петрович с большим вниманием относился к нуждам мастеровых: ходатай-ствовал о прибавке жалованья и поощрении, при Чайковском открылись двухклассная школа для девочек на пятьдесят мест и окружное горно-заводское училище с четырёхлетним сроком обучения.

Специально для проживания заводского начальства улицу, ведущую от завода к дому горного начальника, стали застраивать казёнными домами. Получила она название — Господская. Дом, значившийся под № 1, был построен в 1806 году. С 1837-го по 1848-й здесь жила семья Чайковских. В этом же доме 25 апреля (7 мая по новому стилю) 1840 года родился Пётр Ильич Чайковский.

Труд и заслуги Ильи Петровича Чайковского по достоин-ству были оценены российским правительством. Неоднократно получал он благодарности, премии, был награждён тремя орденами: 1838 г. — орден Святого Станислава II степени (за отличную усердную службу и полезный труд); 1846 г. — орден Святой Анны II степени (за безупречную службу в качестве начальника Камско-Воткинского завода); 1861 г. — орден Святого Владимира III степени (за работу директором технологического института в Петербурге).

Без ложной скромности И. П. Чайковский говорил: «Всё, что я сделал для Воткинского завода, возбуждает во мне справедливую гордость, гордость безукоризненную, какую только чиновник, честно исполнивший свой долг, чувствовать может…»

При этом Илья Петрович оставался скромным, нетщеславным человеком: «Признаюсь, не люблю суету — я привык жить в небольшом кругу добрых людей и совершенно следую правилу Цезаря: лучше в деревне быть первым, чем в Риме последним».

В оборудованном тёплом и уютном доме, в семье искренне любящих друг друга Ильи Петровича и Александры Андреевны Чайковских рождаются дети. В 1838 году — Николай, через два года — Пётр, позже — Сашенька (1841 г.) и Ипполит (1843 г.). Братья-близнецы Анатолий и Модест родились в 1850 году в Алапаевске, куда в будущем переселится семья Чайковских.

Сашенька Чайковская стала для Петра добрым и верным другом. Много часов они проводили за играми, чтением книг. Особенно любили дети книгу Фуке Фридриха-де ля Мотта «Ундина» в вольном переводе Жуковского. Много лет спустя Пётр Ильич, найдя в библиотеке своей замужней сестры потрёпанную книгу «Ундина», сочиняет оперу на этот милый с детства сюжет.

В доме начальника Камско-Воткинского завода часто собирались гости, которые интересовались театром, литературой, музыкой. Устраивались музыкальные вечера. Званые обеды и ужины делали дом Чайков-ских «любимейшим местом сборища всего Воткинска».

Устраиваемые в Воткинске музыкальные вечера и приёмы, любовь родителей к музыке, окружающие пейзажи, лиричные народные песни — всё это не могло не влиять на впечатлительного Петра. В будущем на вопрос, когда он начал сочинять, композитор отвечал: «С тех пор как узнал музыку».

А открыл для себя мир волшебной музыки мальчик с помощью механического музыкального инструмента — оркестрины. Принцип действия оркестрины прост. На ней можно было играть как на рояле, для чего инструмент оснащён клавишным рядом. Был и другой способ: при нажатии на педали приходил в действие внутренний механизм, обращая в движение валы с бумажной лентой. На таких лентах были «записаны» различные музыкальные произведения, чаще всего итальянских композиторов — Г. Доницетти, В. Беллини, Д. Россини. С помощью оркестрины Пётр впервые соприкоснулся с музыкой Моцарта, боготворимого им все последующие годы. «Ещё ребёнком я плакал от силы чувств, которые возбуждали во мне изящные, пронизанные меланхолией мелодии его» (П. И. Чайковский).

Для обучения будущего композитора музыке, музыкальной грамоте в дом была приглашена учительница — Марья Марковна Пальчикова. Будучи крепостной, музыке сама она обучалась у своей барыни: «…Грамоте-то я училась, как говорится, на медные деньги» — и посему серьёзных познаний в мире музыки не проявляла. Способному, схватывающему на лету мальчику было явно недостаточно того музыкального арсенала, которым владела Марья Марковна. Однако память о первой учительнице Пётр сохранил на многие годы. И когда в 1885 году оказавшаяся в нужде Марья Марковна обратилась к своему знаменитому ученику с просьбой о помощи, Пётр Ильич назначил ей пенсию, которую она получала до самой смерти.

Воткинский дом стал творческой колыбелью композитора, дал богатый материал для его творений. Многие посетители замечают, что усадьба влюбляет в себя с первого взгляда. Первая экспозиция, состоявшая из пяти комнат, была открыта здесь 30 апреля 1940 года, к столетию со дня рождения композитора. Сейчас это Государ-ственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба Петра Ильича Чайков-ского», расположенный на площади 3,2 гектара. Главным объектом музейного ансамбля является Дом-музей композитора. Проходя по тихим залам его родного дома, всматриваясь в документы и фотографии, живо представляешь себе рождение и звучание произведений «Времена года», «Детский альбом», картины из оперы «Евгений Онегин», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик». Через арку окна гостиной открывается живописный вид на Воткинский пруд, любимое место прогулок горожан, и памятник композитору. Автор, известный москов-ский скульптор Олег Комов, сумел передать богатый внутренний мир Чайковского, его творческую силу. С мемориальным домом гармонирует прекрасный парк с вековыми липами. Здесь же приусадебные постройки: теплица, беседки, детский домик, людская изба, воссоздающие атмосферу усадебной жизни, в которой часто находился впоследствии сам Пётр Ильич.

В музее всегда рады гостям, здесь с вниманием и любовью относятся к детям и ветеранам, российским и иностранным туристам. Весну в Воткинске ждут с нетерпением: в мае, начиная с 1958 года, в городе проходят ежегодные музыкальные фестивали, посвящённые памятной дате рождения композитора. Стоит посетить этот уголок страны, чтобы почувствовать широту и величие России.

Уезжали мы из Воткинска, конечно, под музыку Петра Ильича Чайковского. Чайковский по-прежнему остаётся самым исполняемым композитором в мире. И лишь после него идут Моцарт и Бетховен…