Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 14 ноября 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/5606/

Женское счастье Татьяны Морозовой

рубрика: Общество
Автор: Екатерина АБРАМОВА

– Танечка, а сколько лет вы стажировались за границей? – спрашивают ярославну Татьяну Степановну Морозову, методиста городского центра образования школьников «Олимп», приезжие иностранцы. – Ведь вы так потрясающе говорите по­английски.


Татьяна Степановна улыбается – она ни разу не была ни в Англии, ни в Америке. И ее отличное знание «инглиша», а также великолепное произношение – это следствие упорной работы над собой. И любви к своему предмету, конечно. Как­никак она посвятила изучению и преподаванию этого языка более тридцати лет жизни.

ПОСТУПАЛА НА РУССКИЙ, ПОСТУПИЛА НА АНГЛИЙСКИЙ

Что самое парадоксальное – в юности Татьяна Степановна мечтала посвятить себя вовсе не иностранному языку, а рус­скому. Однако поступить на филологический факультет педагогического института имени К. Д. Ушинского не получилось. Не хватило одного балла. Пришлось девушке вернуться в родной Рыбинск.

Однако так просто расставаться со своей мечтой она не собиралась. В свободное от работы время строчила контрольные в МГУ, все – на «отлично». И казалось бы, все складывалось хорошо, но когда Татьяна отправилась в столицу на экзамены, столкнулась с неожиданной проблемой.

– Мне там было очень неуютно, – рассказывает она. – Метро, огромные массы народа – и я, такая маленькая, как песчинка в пустыне. Никому не нужная и одинокая. Москва подавляла меня, и я поняла, что не хочу там жить.

Когда девушка пришла забирать документы, старый профессор, внимательно посмотрев на абитуриентку, сказал:

– Деточка! Я вам ничего не отдам. У вас два дня до экзамена, идите готовьтесь. Вы поступите.

Но Таня все­таки вернулась домой.

Новая попытка поступить на филфак закончилась провалом. И тогда одна из педагогов сказала:

– А почему бы тебе не попробовать поступить на иностранный язык? Там ведь такие же экзамены сдают, только в другом порядке.

Татьяна тут же переписала заявление, сдала экзамены и стала студенткой иняза.

САМЫЕ ЛЮБИМЫЕ

Свое студенческое время Татьяна Степановна называет периодом встречи с замечательными людьми. Ей вообще везло с таковыми по жизни, но именно тогда она встретила своего самого любимого педагога и самого любимого мужчину.

– На третьем курсе у нас стал преподавать Владимир Ильич Жельвис (ныне профессор. – Прим. автора), – рассказывает Татьяна Степановна. – Благодаря ему я поняла, насколько важна роль педагога в жизни человека. Он заставил меня поверить в собственные силы.

А после четвертого курса Татьяна Степановна познакомилась со своим будущим мужем. Она считает, что есть в этом случае предзнаменование судьбы.

– Удивительное дело – нас, студентов, перешедших на выпускной курс, отправили в колхоз. Руководство моторного завода очень попросило. И вот как­то во время уборки сена мы с девчонками переговаривались между собой по­английски. А неподалеку работали ребята с завода. Вдруг слышим – один из них что­то нам тоже по­английски говорит. Мы засмеялись: мол, надо же, выискался иностранец среди заводских рабочих. А во время обеденного перерыва этот молодой человек подходит ко мне и подает красивый белый цветок. Не полевой, а садовый – и где только раздобыл­то его...

Уже на третий день после знакомства Сергей явился к ней с букетом васильков и предложил:

– Будь моей женой.

И девушка – неожиданно для самой себя – выпалила:

– А что, наверное, буду.

– Он столько намучился со мной, – вспоминает Татьяна Степановна. – Сопровождал меня в походах по домам учеников по вечерам, когда было уже темно и я боялась ходить одна. На рассвете встречал меня после выпускных балов. И никогда не жаловался на то, что я уделяю ему мало времени. А ведь работа учителя отрывает человека от семьи...

ХОЖДЕНИЕ ПО ВУЗАМ

После окончания вуза Татьяна Степановна устроилась в школу. В те времена учительская профессия еще была престижной. В школе она проработала почти двадцать лет. Хорошим ли педагогом она была? Наверное, лучшее доказательство этого – до сих пор в ее доме раздаются телефонные звонки бывших учеников. С ней – когда­то мальчики и девочки, а ныне уже тридцати- и сорокалетние мужчины и женщины – делятся своими радостями и печалями. Могут в любой момент прийти с тортом – чайку попить с любимой учительницей. А могут позвонить среди ночи и плакать в трубку, приговаривая:

– Татьяна Степановна, ведь у меня, кроме вас, теперь никого не осталось...

В 1995 году Морозова была переведена на должность методиста городского центра развития образования. Ведь именно благодаря ей в городе и области появились олимпиады по иностранному языку.

– Были олимпиады по всевозможным школьным предметам, – рассказывает Татьяна Степановна. – А по иностранным языкам не было. Мне объяснили: во­первых, они не дают никаких льгот при поступлении, а во­вторых, ими некому заниматься. Я решила – заниматься буду я. А что до льгот...

И вот тут началось бесконечное обивание порогов. Педагог лично стала ходить по ректоратам вузов – договаривалась, объясняла, просила. Первым согласился пойти навстречу факультет иностранных языков пединститута. А затем она обошла все вузы, где во вступительных экзаменах значился иностранный язык.

– Иногда подойдешь к кабинету ректора или декана и думаешь: если прогонит, я умру, – вспоминает педагог. – Но к счастью, такого не случалось, все относились к моей миссии с пониманием.

Татьяна Степановна добилась того, что за первое место в областной олимпиаде школьники могли попасть на факультет без сдачи иностранного языка. За второе место – освобождение от одного экзамена по выбору. А за третье – возможность сдать экзамен досрочно.

БРИТАНСКИЙ ПОСОЛ И ДРУГИЕ ИНОСТРАНЦЫ

Татьяна Степановна – отличник образования и высококлассный специалист. Удивительно, что при ее успехах в сфере английского сама она ни разу не была на родине этого языка. Впрочем, Татьяне Степановне хватает общения с носителями языка и тут, в Ярославле. Среди ее гостей были и знаменитости – например, американский писатель Майкл Кернен («Потерянные дневники») со своей женой, голливудской актрисой.

Дважды Татьяна Степановна была на встрече с британ­ским послом.

– Первая встреча состоялась в середине девяностых в Британском центре, очень официальная. Нам обещали, что мы сможем задать вопросы гостю, но отвели так мало времени, что мы ничего не успели. А несколько лет назад в Ярославль вновь приезжал посол Британии, только уже другой человек. Для присутствующих организовали фуршет, и с важной персоной можно было общаться сколько вздумается. Я подошла к нему, и мы вместе вспоминали времена, когда наши страны были закрыты друг для друга и возможность такой беседы казалась чем­то из области фантастики. Вы представляете, ведь до абсурда доходило. Помнится, мы еще в студенческие времена с ребятами отдыхали в ресторане. И они познакомились с молодой американкой, поболтали премило. А на следующий день мальчишки не появились на занятиях. Оказывается, их в КГБ вы­звали...

Но одним из самых ярких заграничных персонажей оказалась молодая студентка Дороти, которая гостила у Морозовых некоторое время еще в восьмидесятых. Эта девушка необыкновенно быстро адаптировалась в условиях россий­ской действитель­ности.

Однажды иностранка обругала в магазине ярославца, пытавшегося пролезть к прилавку без очереди. Дороти ругала его самозабвенно. Правда, на английском языке. Так что наглец вряд ли что понял. Но хам­ство некоторых русских не переставало поражать англичанку. Как­то в Россию приехала ее мама. Дочь подарила ей нарядный русский платок, который женщина сразу же повязала. Видимо, он и ввел в заблуждение кондукторшу в автобусе, которая схватила ино­странку за плечо и громогласно произнесла:

– Тетка! Давай деньги!

Надо ли говорить, как Дороти с мамой были шокиро­ваны.

НЕ ВРУТ ГОРОСКОПЫ

Пять лет назад, на свое пятидесятилетие, Татьяна Степановна собрала у себя своих учеников. Она решила, что это будет последняя дата, которую она отмечает.

Но 55­летие тоже стало знаковым: у Татьяны Степановны началась новая жизнь.

За последние годы многое произошло. Погиб муж. И долгое время женщина была в депрессии. А потом встретила Юрия Ивановича Иванова, артиста Ярославского ТЮЗа.

– Я никогда не верила в гороскопы, – говорит Татьяна Степановна. – Но пришлось на собственном опыте убедиться, что это правда. Я как­то прочитала, что в период от пятидесяти до шестидесяти лет вокруг меня будет царить атмосфера любви и театра. Я тогда была одна и, конечно, даже предположить не могла, что так оно и случится.

У Татьяны Степановны подрастает внук, дочь Олеся – и разве это не повод для гордости? – пошла по ее стопам, став учителем. В жизни вновь по­явился любимый человек. А любимая работа, как всегда, по­прежнему с ней.

Вот такое оно, женское счастье.