Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 19 мая 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/56163/

Кто и куда везёт нас в маршрутке?

рубрика: Общество
Автор: Виктория ГЕФЕЛЕ
Фотографии: Ирина ПИЧУГИНА

О предрейсовом медицинском осмотре водителей говорили за «круглым столом», который организовал и провёл недавно заместитель председателя областной Думы Николай Александрычев. К обсуждению он пригласил президента Ярославского автотранспортного союза Роберта Бестаева, начальника отдела УГИБДД областного УВД подполковника милиции Сергея Волкова, заместителя главного врача областной наркологической больницы Евгения Баскакова, представителей департамента здравоохранения Ярославской области.

 


В чём же суть обсуждаемого вопроса? И какие причины вызвали разговор, который вышел в целом шире, чем заявленная тема? Так, были затронуты и, скажем мягко, вредные привычки водителей, и проблемы с шофёрами-гастарбайтерами…

Николай Александрычев сообщил: в общественную приёмную Владимира Путина, которую он возглавляет, поступают жалобы от ярославцев, имевших несчастье столкнуться с услугами ряда перевозчиков. Обращения граждан зачастую объединяет их крепкое сомнение в добром физическом и психическом здравии водителей. Николай Алексеевич соглашается с народом:

– Действительно, иной раз вид шофёра – небритого и мрачного – навевает ужас: то ли он болен, то ли с похмелья...

За «круглым столом» подробно разобрали систему медицинского освидетельствования перед рейсом. На крупных транспортных предприятиях есть здравпункты, где проводят медосмотры перед рейсом. Их цель – выявить различные болезненные состояния водителя, например, обострение хронических болезней, острую боль или опьянение, утомление…

А вот небольшие предприятия, где работают пять-шесть машин и нет своего офиса и даже гаража, должны заключать договор с каким-либо медучреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих услуг. Казалось бы, система налажена и всё идёт своим чередом согласно методическим рекомендациям Минздрава и Минтранса, в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения». Одни проверяют состояние здоровья, другие возят пассажиров. Однако, заметил Николай Александрычев, есть факты, которые говорят, что система, мягко говоря, работает неудовлетворительно... И возникает вопрос: а кто вообще эту систему освидетельствования здоровья шофёров контролирует?

Оказывается, нет специальной структуры, которая бы контролировала процесс, кроме сотрудников департамента здравоохранения. Но в области, по данным Ярославского автотранспортного союза, более ста перевозчиков пассажиров и около тысячи коммерческих перевозчиков. И проверять их договоры с лицензированными учреждениями на проведение предрейсового медосмотра по закону можно не чаще, чем раз в два года.

Вопрос депутата областной Думы не беспочвенный. Подполковник милиции Сергей Волков привёл в пример случаи, когда в бардачке у водителей обнаруживались чуть ли не пачки путевых листов со штампами о предрейсовых осмотрах на месяц вперёд, то есть филькина грамота. Как водитель их получил – история умалчивает.

Нельзя не сказать и ещё об одной реалии нашего дня – о распространении наркомании. К сожалению, проверка водителей на наркотики не входит в процедуру осмотра перед рейсом. А между тем из сводок ГИБДД мы знаем уже два случая в Ярославле, когда водители маршруток были задержаны в наркотическом опьянении.

Заместитель главного врача областной наркологической больницы Евгений Баскаков сообщил: в их клинике, как и в подобных учреждениях в других регионах, проводят специальное тестирование среди тех, кто проходит шофёрскую комиссию на получение или продление прав или медкомиссию. В год только в Ярославле по-средством тест-полосок обнаруживают 50 – 60 наркозависимых водителей. Десятка два таких товарищей наркологи выявляют ежегодно в Рыбинске, Тутаеве, Данилове… И это люди, которые управляют транспортным средством! Они ставят на карту жизнь не только пассажиров, но и пешеходов.

Такой случай был выявлен в Переславле. Районной прокуратуре пришлось через суд лишать водителя-наркомана прав на управление транспортным средством. Важным аргументом для суда послужила как раз угроза жизни для пассажиров и пешеходов.

Евгений Баскаков считает: пусть нет чётких документов Минздрава о проведении предрейсового осмотра водителей, руководитель автопредприятия может сам прописать объём процедур.

Другая проблема, которая нас коснулась, впрочем, менее, чем жителей Москвы или Санкт-Петербурга, – это манёвры ряда работодателей-перевозчиков вокруг миграционного законодательства. Приезжает в Россию человек из ближнего зарубежья и становится на учёт в качестве разнорабочего, а садится за руль маршрутки. Недавно жительница Ярославля получила черепно-мозговую травму. Водитель, гражданин Киргизии, слишком резво тронулся с остановки – женщина вывалилась из салона… Водителю грозит лишение прав до полутора лет. Но утешение ли это для пострадавшей?

Президент Ярославского автотранспортного союза Роберт Бестаев предлагает взять за образец решение проблемы в Санкт-Петербурге, Калининграде или Татарии. Там местные администрации через тендеры на маршрут, так сказать, добровольно-принудительно заставляют мелких перевозчиков заключать договор на предрейсовый осмотр шофёров на каком-либо крупном предприятии, где есть лицензированный здравпункт, штат медработников. Это предприятие определяется по конкурсу.

Роберт Иванович заметил:

– Так делают и в Европе. У нас этого нет. Поэтому водители маршрутных такси фактически не проходят медосмотр. А их в регионе насчитывается шестьсот. Как утром или в обед перед рейсом погнать стольких в больницу на освидетельствование? А в Санкт-Петербурге это организовано на базе шести крупных автопредприятий, в Казани – на базе одиннадцати. Можно организовывать товарищества. Речь не о том, чтобы загонять предпринимателей куда-то, нужно убедить людей. Ведь это вопрос безопасности пассажиров.

Николай Александрычев подытожил обсуждение:

– Медработники автопредприятий, занимающиеся осмотром водителей перед выходом на маршрут, в основном имеют среднее медицинское образование, кроме того, работая в одном коллективе с проверяемыми, к своим обязанностям часто относятся формально. Качество медицинских осмотров необходимо повысить. Самым оптимальным выходом из ситуации считаю заключение прямых договоров между транспортными предприятиями и независимыми лечебно-профилактическими учреждениями на проведение предрейсовых осмотров. Контроль нужно ужесточать. Страшных случаев ещё не было, но лучше их предотвратить… К осени эти вопросы вынесем на обсуждение в Думу. А пока будем изучать общественное мнение.