Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 01 июля 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/56642/

О чём болит душа у моряка

рубрика: Общество
Автор: Марина МОРОЗОВА
Фотографии: Марина МОРОЗОВА

Из множества вопросов, адресованных Владимиру Путину на конференции о перспективах развития Центральной России, которая проходила в Брянске, лишь некоторые заставили премьера оставить свои фирменные шутки и отвечать серьёзно. Среди них – вопрос о судьбе российского речного флота, заданный «моряком из Рыбинска». Именно так окрестили журналисты центральных СМИ Михаила Киселёва, начальника Рыбинского речного училища (филиала Московской государственной академии водного транспорта), заслуженного учителя России.

 


Накануне Дня морского и речного флота мы встретились с Михаилом Киселёвым. За спиной моряка речное училище в Омске, Московский институт инженеров водного транспорта, аспирантура Санкт-Петербургского университета водных коммуникаций. А потом – штурман на судах «река-море», на нефтяном грузовом флоте. Работал на Крайнем Севере, доставлял ракетное топливо для секретных объектов... И в мыслях не было сменить бескрайнее море на сушу, но в семидесятых Киселёва направили преподавать в родное Омское речное училище, которое он вскоре возглавил. Михаилу Павловичу даже предлагали проректорскую должность в Морской академии имени адмирала Макарова, но он отказался. И уехал в провинцию, стал начальником Рыбинского филиала академии водного транспорта.

Приехал и ахнул – в училище разруха, грязь, заросли вокруг. Курсанты в «гражданке», курят где попало... Он жёстко взялся за наведение порядка и своего добился.

Мы вышли с Михаилом Павловичем в тенистый скверик во дворе училища после того, как отшумело торжественное вручение дипломов курсантам. Часть ребят и девушек-судоводителей, не дожидаясь выпускного, ушли в плавание, кого-то забрали в армию. Другие будут поступать в вузы или искать работу. Большинство действительно мечтают о флоте. Но какой он сегодня, российский речной флот? И почему бывалый моряк задал свои непраздные вопросы премьеру? Да потому что наболело.

Училище, которому нынче будет 135 лет, готовит специалистов, способных работать на современных судах с новейшими технологиями, которые широко используются в других странах. Но не в России. Российские суда построены 30 – 40 лет назад! Мы не закупаем, как раньше, сухогрузы и нефтеналивные суда за границей, но и свои не строим. Из «каменного века» и технический флот, который обязан обеспечивать гарантированные глубины судоходству. И что самое обидное – из флота уходят настоящие морские волки, лучшие спецы. Вместо стабильных судовых экипажей, уходящих в плавание на всю навигацию, сегодня сплошь работающие вахтовым методом и ни за что не отвечающие. Потому и спрашивал рыбинский моряк премьера: будет ли у курсантов училища надежная перспектива в России?

Многие из них хотят работать на флоте. В прошлом году в «Макаровку» ушли более 20 человек, многие поступили в Питер – в университет водных коммуникаций. Моряков зовут на север. Можно заработать, только жить там, создавать семьи ребята не хотят – нет нормальных условий. Финляндия, к примеру, тот же север. Но не спешит возвращаться из сурового климата в Россию один из выпускников училища, говорит, до пенсии останусь в загранке. А пенсия там 150 тысяч в рублях.

Понятно, обо всём премьеру в две минуты не расскажешь. А хотел бы рассказать Михаил Павлович и о проблемах профессиональной подготовки моряков:

– Судоводитель и судомеханик должны иметь несколько сертификатов. Ведь чтобы их получить, они обязаны пройти ежегодно шестимесячную практику в плавании, отработать на тренажёрах.

Инструктор как минимум должен быть капитаном дальнего плавания со знанием английского языка в совершен­стве. Такой спец сегодня получает на Западе до 25 тысяч долларов в месяц. А мы ему можем предложить только

5 тысяч рублей. Потому и нет обновления кадров, классные специалисты на такую зарплату не пойдут. А неклассный – кого он подготовит? – разводит руками мой собеседник.

Так и есть – курсантов-выпускников провожали во взрослую жизнь в основном седые технари в парадной форме, верные делу всей своей жизни.

Михаил Киселёв побывал во многих зарубежных «мореходках». И первое, что бросилось в глаза – там училища занимаются исключительно подготовкой кадров. А всё, что касается безопасности и быта курсантов, обеспечивают специализированные организации за государственные деньги. Наши всё делают сами – учат, ремонтируют, охраняют... Уже лет двадцать пустует здание общежития. Киселёв с командой предложили его капитально отремонтировать и переселить туда курсантов. А освобождённый корпус переоборудовать под учебные классы, которых училищу очень не хватает. Есть проект. Но вердикт сверху один – денег нет! Поэтому училище вынуждено вести занятия в две смены.

Михаил Киселёв добился, чтобы курсанты в учебное время были в форменной одежде, всегда опрятны и подтянуты. Но куда сложней другое. Раньше, отучившись четыре года на дневном отделении, курсант получал один диплом, к примеру, судоводителя с правом эксплуатации энергетических установок. Совмещение сразу двух профессий давало мальчишкам большие преимущества в поиске работы. Но Министерство образования утвердило новые стандарты и программы, совершенно далёкие от реальной потребности флота. И вот он – чистый судоводитель или чистый судомеханик. А впереди – плавание по системе «река–море», где надо быть и тем, и другим.

– Если мы не заставим курсанта получить два государственных диплома, парень окажется за бортом, потому что проиграет в конкуренции на рынке труда. Для этого мальчишки учатся одновременно и на дневном отделении, и на вечернем. Это сложно, но ребят поддерживают родители, – рассказывает начальник училища.

Не случайно выпускники Рыбинского речного училища пользуются спросом в загранке. Киселёв был во многих странах и понял, в чём наше училище превосходит иностранные. У нас выпускают специалистов в системе «река-море», а там – либо река, либо море. Наш моряк может провести судно от одного порта до другого без лоцмана, экономя для судовладельца и время, и деньги. Только платят россиянам гораздо меньше, чем своим. Так для кого мы готовим специалистов за государственные деньги? Резонный вопрос Михаила Киселёва.

Путин, выслушав рыбинского моряка, согласился:

– Непростой вопрос. Но у нас и в рамках программы развития транспорта страны до 2030 года, и в рамках программы судостроения заложены необходимые ресурсы для возрождения отечественного судостроения и для реконструкции гидротехнических сооружений. Эти средства мы начали закладывать в необходимом объёме для реализации целей, которые вы сформулировали. Конечно, сразу в один удар мы этого сделать не сможем. Но мы, безусловно, будем возрождать отечественное судостроение, в том числе и речное. Поэтому можете смело сказать своим курсантам – перспективы есть!

Когда же увидят их на горизонте ученики рыбинского моряка?

 



Комментарии