Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 18 ноября 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/5668/

Пиар как средство повышения рождаемости

рубрика: Общество
Автор: Елена БАТУЕВА

В Калуге прошел первый международный кинофестиваль семейных и детских фильмов «Верное сердце». Это, пожалуй, первая со времен перестройки серьезная попытка обратить внимание на детский кинематограф как на инструмент нравственного воспитания подрастающего поколения. Фестиваль стал промежуточным итогом телемарафона, посвященного проблемам семьи, который сейчас проходит в разных регионах России.


В последнее время телевидение и кинематограф считаются чуть ли не главным злом в деле воспитания подрастающего поколения. Политики и педагоги обвиняют СМИ и видеопрокат в негативном влиянии на молодежь и детей. Жестокость и разврат, широко пропагандируемые с экрана, калечат детскую психику.

Пока депутаты ломают голову над тем, как лучше показывать рекламу пива и сигарет, чтобы дети и подростки не соблазнялись ими, московские кинематографисты с киностудии «Илья Муромец» придумали, как сей инструмент зла превратить в его противоположность. Последние четыре года эта киностудия под руковод­ством генерального продюсера Александра Ковтунца занимается созданием полнометражных кинолент для семейного просмотра.

Итогом работы как раз и стал кинофестиваль, в котором приняли участие 14 полнометражных и 26 короткометражных фильмов из России, Узбекистана, Белоруссии, Германии, Швеции, Китая, отснятых на профессиональных киностудиях: «Мосфильм», «Ленфильм», «Беларусьфильм», «Узбекфильм», 26 роликов социальной рекламы и 30 сценариев для еще не созданных фильмов. Сюжеты представленных на фестивале картин очень разные, но все они об одном – о семейных ценностях, о важности взаимопонимания между родителями и детьми, о тех проблемах, с которыми сталкиваются взрослеющие дети.

Истории немецкого мальчика Матиаса, после 11 лет разлуки встретившего своего отца, который вернулся из русского плена (фильм «Бернское чудо»), шестилетнего воспитанника российского детского дома Вани, которого отдают в приемную семью в Италию («Итальянец»), узбекского юноши Джамшида, вынужденного стать охранником юной жены старшего брата («Девичий пастух»), шведских детей Юлии и Мартина, которые поменялись родителями («Объявлена посадка»), переносят зрителей в мир детства. Его нельзя назвать безмятежным, однако по закону жанра все фильмы, представленные на фестивале, со счастливым концом.

По мнению организаторов фестиваля, именно позитивное направление в кинематографе может стать одним из тех «китов», на которых Россия должна выплыть из существующего кризиса.

– Порой мы недооцениваем роль кинематографа как инструмента в деле воспитания подрастающего поколения, – считает Александр Ковтунец. – А вспомните, именно кино Владимир Ленин назвал важнейшим из всех искусств. Кинематограф настолько глубоко воздействует на подсознание человека, что он незаметно для себя начинает воспроизводить тот образ, который увидел на экране. Это очень сильный фактор. И если нынешняя молодежная мода, по сути, разрушающая личность, пришла с экранов телевизора, то так же на телевидении можно создать и другую моду – на создание семьи, рождение детей, ответ­ственное поведение. К этому и призывают фильмы, показанные на фестивале.

В фестивальной программе помимо лент были представлены еще и так называемые социальные ролики, которые уже дали первые результаты. В Екатеринбурге проходит такой эксперимент – около года ежедневно прокручивают ролики, направленные на улучшение демографической ситуации. Например, молодая девушка сообщает своей подруге радостную новость – она ждет ребенка, или маленькая девчушка, улыбаясь, качает в кроватке новорожденного братика. Оба клипа имеют такую положительную эмоциональную окраску, что, по мнению психологов, заражают своей энергией зрителей. В том, что в Екатеринбурге за последний год выросла рождаемость, заслуга и подобной рекламы.

– Если бы у нас на телевидении повсеместно появились позитивные ролики семейного характера, фильмы, которые не разрушают, а созидают семью, мы в течение нескольких лет переломили бы ситуацию, связанную с деторождением, – говорит Александр Ковтунец, – так же как если бы мы создали «модный» образ земледельца, то молодежь ринулась бы осваивать деревню, которая сейчас погибает. Достаточно запустить на ТВ интерактивную программу (в противовес «Дому­2» и «Последнему герою»), в которой молодые люди приезжают на село, начинают пахать землю, заводят семьи и рожают детей, чтобы создать новую моду и вдохновить молодежь на то, чтобы последовать их примеру. Чтобы окончательно не потерять молодое поколение, нам сейчас нужно создавать новых телегероев: героического крестьянина, ответ­ственного отца семейства, интересной многодетной мамы.

Кстати, таких героев необязательно придумывать – они есть в жизни и уже «работают» на положительный образ семьи. Бывший режиссер, а ныне священник Иоанн Охлобыстин и его супруга актриса Ксения, у которых шестеро детей, стали примером для подражания многим молодым людям. Так называемые звезды могут перевернуть сознание и привычные представления молодежи. Светлана Журова, родившая ребенка и после этого выигравшая Олимпийские игры, наверное, разрешила сомнения многих из тех, кто боялся рожать детей из страха испортить карьеру. И несомненно, пример популярной среди молодежи певицы Глюкозы, решившей родить ребенка, также вдохновил многих девушек на подобный поступок.

Не зря же правительство США считает, что демографическая ситуация – это предмет серьезного пиара, и потому выделяет десятки миллионов долларов на создание положительного образа семьи на телевидении и в других СМИ. В итоге это единственная западная страна, в которой наблюдается четкая положительная динамика прироста населения.

Семейный телемарафон, который запустила телестудия «Илья Муромец», – это целая серия телепрограмм, которые уже прошли на региональных телеканалах Калуги, Тамбова, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Камчатки и Красноярска. В каждом регионе телемарафон длится неделю. Сначала съемочная группа объезжает школы, вузы, проводит беседы с молодежью, в ходе которых выясняется отношение к созданию семьи, к рождению детей, поднимаются вопросы взаимоотношения полов, ответ­ственности молодых отцов, о последствиях абортов и так далее.

Потом выбранные в ходе этих встреч молодые люди приглашаются в студию, где проходит ток­шоу, посвященное семейной тематике. Параллельно на телевидении демонстрируются семейные и дет­ские фильмы, проводятся мастер­классы. Участники телемарафона объезжают детские дома и интернаты, дарят ребятам интересные фильмы. Завершить этот телемарафон планируется в Москве. Уже есть договоренность о его проведении с телеканалами РТР, ТВЦ и «Звезда».

– Мы не случайно начали с регионов, – рассказывает Александр Ковтунец. – Если бы мы запустили этот проект сразу же на центральном телевидении, он мог бы вызвать недоверие. А после того, как люди во всех уголках России увидели нас, поучаствовали в нашем проекте, нам легче убедить молодежь.

По мнению авторов этой идеи, телемарафон должен оказать ощутимое влияние на демографическую ситуацию.

– Если внушить молодежи, что создавать семью и рожать детей – это модно, то мы получим потрясающий результат, – считает Александр.

Такая же схема может работать и в борьбе с наркотиками. Сейчас огромные деньги отпускаются на создание ви­део­продукции против наркомании. А если на эти деньги не создавать фильмы о вреде наркотиков, а тиражировать положительный образ здорового молодого человека, который ходит в походы, переплывает реки, живет полноценной, интересной жизнью, эффект будет гораздо больше.

Мечта Александра Ковтунца – чтобы все телеканалы договорились о каком­то промежутке времени, в течение которого будут транслироваться только позитивные семейные фильмы и телепередачи. Тогда родители будут уверены, что это время они могут спокойно разрешить ребенку проводить перед телевизором, не опасаясь за его нравственное здоровье.

Такие передачи создали бы конкуренцию безнрав­ственным молодежным программам и постепенно стали бы вытеснять с телеэкрана негатив. Если не реально, то хотя бы в сознании молодых людей, которые со временем все равно сделают выбор в пользу доброй, позитивной программы. И постепенно в их сознании на место нынешних кумиров – шоуменов, телезвезд, политиков придут новые герои – врачи, учителя, колхозники, многодетные родители. А вместе с этим произойдет и переворот в сознании современного молодого поколения в пользу вечных и семейных ценностей.