Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 21 июля 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/56909/

Пять лун зажглись в старинном парке

рубрика: Общество
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН.
Фотографии: Ирина ПИЧУГИНА

В окрестностях Ярославля подходят к концу съёмки 8-серийного фильма по мотивам пьес Александра Островского. Рабочими площадками московских кинематографистов стали в эти дни бывшая бар­ская усадьба возле деревни Черелисино и старинное волжское село Прусово. О буднях киноэкспедиции рассказывают наши корреспонденты.


До праздников – премьерных презентаций этого проекта столичного «Центра телевизионного искусства» и его партнёров – продюсерской компании «Ярсинема» – ещё далеко-далёко. «Будни» и есть самое верное слово для обозначения того, что происходило с конца июня в Карабихе, а в последние две ночи – в парке двухэтажной усадьбы здесь, возле дачного Черелисино.

Деревня эта по праву должна входить в зону охраняемого ландшафта музейного комплекса Карабихи – Грешнева – Аббакумцева: до революции здесь жила семья племянника поэта, врача по профессии Владимира Фёдоровича Некрасова. После национализации барского особняка он стал штатным доктором санатория для партийных работников. В начале войны в Черелисино формировалась 288-я Ярославская Дновская стрелковая дивизия, прошедшая с боями от Волхова до Берлина, – напоминают о том мемориальный камень и деревянный поклонный крест в глубине парка, порядком заросшего, но неплохо, в общем, сохранившегося. Теперь в усадьбе, слава Богу, появился хозяин. Поставлен крест попечением Ярославской епархии. После выезда отсюда дет­ского пульмонологического диспансера она обустраивает пустующий особняк под свою загородную резиденцию.

Но отнюдь не его свежевыкрашенные парадные фасады интересуют киноэкспедицию, а задний двор и прилегающая к нему часть парка. Здесь на несколько дней обосновался провинциальный театр из комедии «Таланты и поклонники», не сцена и не зал – закулисье, задворки «храма муз» с выходом прямо к летнему кафе в городском саду.

Тут-то и развернётся у нас на глазах главная интрига жизни героини Островского молоденькой актрисы Негиной. Угораздило её выставить за дверь одного сиятельного ухажёра из первых рядов партера, и теперь Негиной предстоит убедиться, что её поступок без последствий не остаётся. В пику её предстоящему бенефису дают сегодня оперетку «Фру-Фру» с другой исполнительницей в главной роли, в кассе бенефисного спектакля пусто, возобновление контракта с Негиной под угрозой.

На съёмках ночная смена. У реквизиторов и бутафоров начинается она в 19.00, у артистов – на час-полтора позже. Угол летнего театра, служебный выход со сцены, разноцветные китайские фонари в парке – всё готово заранее, всему своё место: обшарпанному пианино, сложенным как попало драпировкам с кистями, видавшей виды карете – говорят, она из запасников знаменитого театра Моссовета.

А вот летнее кафе возникает прямо у нас на глазах. Реквизиторы расставляют на поляне столики и кресла под белыми чехлами с пышными бантами. На ведущую в глубь парка дорожку, подсыпанную песком, укладывают похожие на длинную лестницу-стремянку рельсовые пути – по ним будет двигаться камера. Под наблюдением главного оператора Павла Трубникова парни-осветители (их здесь ласково называют «светики») распределяют по парку софиты на высоких передвижных треножниках и сразу их включают.

Каждую из пяти мощных зеркальных ламп сгустившийся вечерний сумрак сразу делает похожей сквозь листву на луну в час полнолуния. К слову, киноэкспедиция находится в «автономном плавании» с полным жизнеобеспечением: горячая еда, запас питьевой воды в стеклянных канистрах – из кафе «Актёр». Крытый автофургон, стоящий поодаль, только внешне похож на обычную фуру – это передвижная электростанция. Откуда она, видно по пропуску на перед­нем стекле водителя с логотипом компании «Ярсинема».

Рядом крытый автобус-малолитражка с загадочным названием «Электроточка».

– Вход, граждане, свободный, название – для маскировки, – во весь рот улыбаются шутники-электрики. – Это передвижные биотуалеты.

И с галантным поклоном приглашают:

– Добро пожаловать!

Перед тем, как услышим мы долгожданную команду «Внимание, мотор!», у одного из режиссёров-постановщиков фильма, генерального продюсера проекта, многократного лауреата премии

ТЭФИ Юрия Гольдина прямо у столиков кафе – беседа в стиле блиц с исполнительницей роли Негиной, ученицей Константина Райкина в Школе-студии МХАТ, актрисой театра «Сатирикон» Кариной Андоленко.

Вполголоса вместе уточняют смысл того, что произойдёт в тот вечер на задворках «храма муз». Негина – да, попала в немилость к сильным мира сего, но она ещё не знает о задуманной Великатовым «тайной операции» с её похищением – обходительный и немногословный миллионщик, кто помнит по пьесе, неожиданно для всех позовёт её в хозяйки деревенского домика на сорок комнат с садиком на целую версту, с прудами, где плавают лебеди.

– А пока Негина видит, понимает, что все её «гнобят», – напутствует Карину режиссёр, переходя на общение в первом лице. – Сцена у вас стремительная, активная, вам нужна чья-то моральная поддержка, вы просите позвать Мелузова, своего жениха и верного советчика на все случаи жизни.

Тему «талантов и поклонников» сыграет в этой ночной сцене и массовка: по сюжету спектакль кончился, красоток из кордебалета встречают с букетами господа во фраках и котелках.

– У каждой пары есть личная жизнь, а поскольку у Островского да и в сценарии ничего про это не сказано, придётся вам её придумать, – ставит режиссёр массовке хитрую задачу.

Её актёры, кстати, не просто люди с улицы. Кто есть кто, помогает нам понять куратор массовки Ирина Жолинская. Костюмы, объясняет она, с «Мосфильма», а люди – пятьдесят на пятьдесят москвичи и наши, ярославцы. Проект малобюджетный и снимаются в основном не заработков ради, а из чистого интереса. Больше всего таких, кто работает в смену: медсёстры, охранники, продавцы-консультанты гипермаркетов. Есть люди искусства, есть и актёры профессиональные.

Перед самой командой «Мотор!» успеваем пообщаться с одной такой парой – протягивают нам свой фотоаппарат, просят снять их на память.

– Познакомились на съёмочной площадке и «пара» мы, заметьте, только по сценарию, – представляет своего кавалера выпускница Ярославского театрального института Ольга Соловьёва. – Моего любезного и очень внимательного поклонника зовут Альберт Николаевич Салихов. Он профессиональный музыкант, трубач в эстрадном оркестре имени Павлушова. Я окончила институт два года назад. Моим первым театром стал Костромской драматический имени Островского. Сыграла там шесть главных ролей, но потянуло к папе с мамой. Определиться с театром попробую дома, в Ярославле.

Впаузе съёмок просим режиссёра-постановщика прокомментировать название проекта «Бешеные деньги».

– Как мне представляется, речь идёт не о деньгах, не о денежных знаках как таковых, точнее не только и не столько о них. Наш фильм, скорее, о противостоянии двух глубинных начал русского характера и вообще человеческой души, – «с листа» размышляет Юрий Александрович Гольдин. – Эту вечную интригу, остроактуальную в наши дни, подсказали нам главные герои пьесы «Бешеные деньги». Лидия у нас – это гламур XIX века, живёт она в атмосфере игры, изящных искусств, где попробуй пойми, кто богат, кто беден, и такая жизнь непонятна банковскому маклеру Василькову, воспитанному на расчёте и логике. Нам показалось интересным исследовать непримиримый конфликт мироощущений в других измерениях по мотивам пьес Островского «Свои люди – сочтёмся», «Лес», «Таланты и поклонники», написанных в разных жанрах и в разное время.

В конце интервью наш собеседник сказал тёплые слова в адрес компании «Ярсинема». Она взяла на себя всю организацию ярославских и костром­ских съёмок, помогла не только с набором массовки, но и с кастингом актёров на роли в эпизодах. При содействии ярославских партнёров натурой киноэкспедиции послужили пруд в Нижнем парке, Восточный флигель, Большой усадебный дом Карабихи, Прусовские карьеры. Без такой помощи, сказал Юрий Гольдин, «мы никогда не смогли бы реализовать задуманное».

В эти дни у старинного села Прусово будет снят финал «Талантов и поклонников». Не на перроне, не в ресторации вокзала, как у Островского, а на волжской пристани. Отсюда в светлый летний денёк суждено будет отчалить в новую жизнь Негиной и всемогущему Великатову, что купил оптом не только её бенефис, но и талант, и красоту, и наивные девичьи мечты жизнь прожить с чистой совестью.