Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 28 июля 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/57005/

На вкус и стиль товарищей нет?

рубрика: Общество
Автор: Екатерина ЕРМОЛОВА
Фотографии: Ирина ПИЧУГИНА

Недаром говорят, что окна – «глаза домов». В них должны отражаться душа зданий, их характер и особенности. Но зачастую в них можно увидеть только отражение невыдающихся декораторских способно­стей владельцев помещений. Почему так происходит?

 


Окна – неотъемлемый элемент фасада здания, часть задумки архитектора, их оформление создаёт целостный облик сооружения, придаёт фасаду законченный вид. Бывает, что сами по себе оконные рамы не представляют художественной ценности, имеют незамысловатый рисунок, но в сочетании с элементами декора на фасаде они могут сказать о многом – о времени постройки, стиле, назначении здания.

В Ярославле множество старинных построек, практически каждый дом в центре города имеет свою историю и представляет собой культурную и историческую ценность. Можно изучать историю развития архитектуры, просто гуляя по городу. Поэтому очень важно, чтобы владельцы старались сохранять внешний вид домов таким, каким он был сразу после постройки.

Например, дом И. А. Вахромеева на улице Собинова (где сейчас туберкулёзная поликлиника) – один из лучших в городе образцов стиля модерн. Это подчёркивается криволинейными формами карнизов и окон, расположенных на аттике, а также причудливой формой окон на правой стороне. В таком же архитектурном стиле построен дом М. П. Сакина, в нём сейчас расположено управление ФМС по Ярославской области. Фасад украшают овальные окна со стилизованными наличниками, поделённые вертикально на три части. Усадьба И. А. Вахромеева, в которой сейчас располагается Духовная семинария, имеет окна с причудливым рисунком переплётов. Горизонтально окна поделены на четыре неравные части, каждая из которых делится также вертикальными линиями. Получается, что окно состоит из 15 прямоугольников разного размера и смотрится очень интересно. Поражают воображение также огромные окна здания на Волжской набережной, где расположен родильный дом. Помимо размеров их отличает также геометричный рисунок переплёта. Очень эффектно смотрятся готические окна и стрельчатые арки «Дома муз», расположенного на улице Чайков­ского. Он построен в стиле романтического модерна, и окна как нельзя лучше это подчёркивают.

– Безусловно, окна – это важная часть оформления фасада здания, – говорит архитектор Роман Бобович. – Они поддерживают общий стиль, развивают задумку архитектора, и самовольное изменение оконных переплётов разрушает концепцию автора. Каждое здание построено в определённом стиле, в число особенностей которого помимо всего прочего входит тот или иной вид оконного переплёта.

Многие старинные дома Ярославля являются объектами культурного наследия и охраняются законом. Безусловно, существуют документы, которые обязывают владельцев зданий, являющихся памятниками истории и культуры, поддерживать их внешний облик в надлежащем виде.

В федеральном законе от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» говорится: «В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонацио­нального народа Российской Федерации». Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе «установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия».

Заместитель председателя комитета историко-культурного наследия Юрий Беляев отмечает, что собственник помещения в здании, которое является объектом культурного наследия, обязан сохранять первозданный вид его фасада, в противном случае он будет привлечён к административной ответственности.

– Собственник оформляет охранное обязательство, где прописаны его права и обязанности по отношению к объекту культурного наследия, владельцем которого он является. Собственник его подписывает, подтверждая тем самым, что он не будет нарушать его условия, – комментирует Юрий Витальевич.

Согласно приказу департамента культуры Ярославской области от 08.05.2008 № 68 «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по оформлению охранных обязательств собственника, охранных обязательств пользователя и охранных договоров на объекты культурного наследия», в охранное обязательство должно входить условие, которое обязывает собственника «не производить работы, изменяющие предмет охраны». Внесение любых изменений в облик здания должно быть письменно зафиксировано, владелец обязан составить чертёж, отражающий эти изменения, и согласовать их с департаментом культуры Ярославской области.

Получается, что теоретически внешний вид и, в частности, оформление окон зданий, являющихся объектом культурного наследия, охраняются государством. Но что происходит на практике?

Жилой дом на пересечении ул. Советской и Народного переулка был построен в 1938 году по проекту архитектора А. В. Фёдорова. Это здание имеет красивейший фасад с колоннами и другими элементами декора. А вот стиль оформления окон жильцами полностью разрушен. Сегодня они имеют самые разные переплёты: у кого-то пластиковые рамы белые, встречаются пластиковые окна «под дерево», в некоторых окнах сохранились старые деревянные рамы.

Жители этого дома говорят, что при выборе окон для своих квартир руководствовались лишь собственным вкусом. В ответ на вопрос, почему не поставили окна такого же рисунка, как раньше, Елена Иванова, жительница одной из квартир в доме на Советской, только удивилась:

– А можно было? Они ведь все стандартные сейчас. Наверное, окна по особому заказу получились бы очень дорогие?

В соседнем подъезде тоже были удивлены такому вопросу:

– А зачем было ставить такие же окна? Все выбирают на свой вкус, мы вот обычные заказали.

Такая же ситуация с окнами наблюдается и в соседнем доме, который также построен в конце 30-х годов, и в доме

№ 12 по ул. Ушинского. Дом

№ 2 по ул. Волкова, что рядом с церковью Николы Надеина, также имеет интересные архитектурные особенности, но окна нарушают общий вид фасада. Мы спросили у тех жителей, которые окна не поменяли, собираются ли они оставить прежний переплёт, и в ответ услышали:

– Нет, пластиковое окно с таким же переплётом будет, наверное, смотреться странно, да и дорого это, скорее всего.

Другие жители также считают, что «не стоит заморачиваться с индивидуальным заказом окон, если дешевле стандартными обойтись».

Можно привести массу подобных примеров. Стремление сделать подешевле или «покрасивее» и «чтобы не так, как у всех» оборачивается форменной безвкусицей. А если бы люди задумывались о стиле и замысле архитектора, фасады домов смотрелись бы куда лучше.

Проще дело обстоит в том случае, когда зданием владеет один собственник, который заказывает пусть и другие, но одинаковые окна, в этом случае фасад смотрится хотя бы аккуратно. Так, например, здание на углу улиц Республиканской и Пушкина выдержано в едином стиле во многом благодаря единообразному оформлению окон. Здание Сбербанка на ул. Кирова сейчас выглядит точно так же, как в конце XVIII века, когда им владел ещё купец Пастухов. Во время недавней реконструкции по обнаруженным чертежам был полностью восстановлен фасад, включая все окна и парадную дверь.

Примером правильного оформления окон может послужить дом на пересечении проспекта Октября и улицы Республиканской, владельцы которого меняли окна на пластиковые, ориентируясь на переплёт старых деревянных рам.

– Мы долго не могли урегулировать вопрос с окнами, так как рисунок переплёта требовал согласования. Но в итоге получилось очень красиво – здание выглядит как новое, при этом сохранены все особенности его архитектуры.

Но встречаются и менее креативные владельцы. Например, в доме на углу улиц Флотской и Терешковой, построенном в стиле модерн, располагается множество офисов разных фирм, но все они являются арендаторами, а зданием владеет один хозяин. Конечно, новые окна там одинаковые, но оформлены они абсолютно бесхитростно, без учёта стиля, что придаёт зданию унылый вид, делает его примитивным. Это особенно заметно на фоне сохранившегося оригинального оформления окна – на первом этаже, со стороны двора, есть несколько старых рам. Но владелец пренебрёг этим примером, а точнее, просто «не задумывался об этом».

Нередко владельцы офисов стремятся максимально уменьшить стоимость окна, не добавляя никаких лишних, с их точки зрения, элементов.

– Добавление дополнительных вертикальных и горизонтальных вставок усложняет процесс производства окна, а оформление рамы «под дерево» может увеличить стоимость даже в два раза, – отвечает на вопрос о цене декоративных элементов представитель фирмы «Доступные окна». Например, пластиковое одностворчатое окно размером 70 на 120 см обойдётся клиенту в шесть с половиной тысяч рублей, а добавление к заказу ламинации рамы «под дерево» и раскладки стеклопакета на 6 прямоугольников, чтобы получилась своеобразная «решёточка», увеличит стоимость до десяти тысяч рублей. Чем сложнее рисунок переплёта, тем, соответственно, выше цена.

Как же быть в ситуации, когда каждый заботится лишь о собственном удобстве? Как заставить людей вспомнить о том, что они живут или работают не в типовой постройке, а в старинном здании, архитектурные особенности которого индивидуальны, и не стоит ими пренебрегать? Возможно, стоит возложить обязанность по сохранению единого для каждого здания оформления окон на фирмы, специализирующиеся на производстве и установке рам – издать документ, который заставит их устанавливать окна только такого рисунка, какой был разработан архитектором, сохраняя таким образом его авторское право. На этот вопрос нам ответил депутат муниципалитета Сергей Даленко:

– Заставить мы никого не можем. Принятие такого документа, на мой взгляд, нецелесообразно. Конечно, разные оконные переплёты портят общий вид фасада, но если речь идёт о жилом доме, то всё определяется лишь вкусом его жителей. А это уже личное дело каждого. Представьте, что вы хотите поменять окна, а вам говорят: «Нет, такие нельзя». Мы же не станем вас заставлять. Проще дело обстоит с новыми домами, где изначально ставятся одинаковые стеклопакеты, которые никто обычно не меняет. Единственное, что можно предложить в такой ситуации, – это единовременно поставить в домах, представляющих культурную ценность, красивые окна на бюджетные деньги. Но это очень большие затраты.

Получается, что заботиться о красоте фасада здания, если оно не признано памятником архитектуры, в Ярославле некому. А это значит, что всё будет и дальше зависеть от вкуса жильцов и владельцев.

Или от отсутствия этого самого вкуса.