Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 24 августа 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/57318/

«Ноу-хау» рыбинских полицейских

рубрика: Общество
Автор: Беседовал Олег ТАТАРЧЕНКОВ

О том, как научный подход помогает в борьбе с преступностью, рассказывает подполковник Геннадий Гаврюшин

Стало уже традицией посвящать один из выпусков «Полицейского вестника» работе управлений внутренних дел муниципальных образований Ярославской области. Вот и сейчас редакционная коллегия «ПВ» решила рассказать о том, как действуют сотрудники Рыбинского МУ МВД России. Тем более, что сейчас работа этого структурного подразделения стала иной из-за расширения «подведомственной территории». Впрочем, всё по порядку и из первых уст – от начальника межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Рыбинское» подполковника полиции Геннадия Гаврюшина.


– Геннадий Викторович, говорят, «земли» у вас прибавилось?

– Да, в рамках реформирования Министерства внутренних дел изменилось оргштатное расписание, в результате чего к нам был присоединён отдел внутренних дел Пошехонского района. Сразу хочу успокоить жителей Пошехон­ского муниципального района. На их территории остались службы уголовного розыска, участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних, дежурная часть, словом, все те, кто непосред­ственно работает с населением. Начальником отдела полиции «Пошехонский» назначен опытный руководитель подполковник полиции Сергей Александрович Беленцов, который до последнего времени руководил одним из городских отделений милиции в г. Рыбин­ске.

– И как теперь будет называться подразделение в Пошехонье?

– Отдел полиции «Пошехонский» Рыбинского межмуниципального управления МВД России.

– Насколько я знаю, это не единственное структурное преобразование у вас...

– До реформы у нас было управление внутренних дел по городу Рыбинску и Рыбинскому муниципальному району, в состав которого входили пять городских отделений милиции. В настоящее время они преобразованы в два полноценных отдела полиции. Один из них получил название «Волжский», который обслуживает территорию, ранее входившую в состав городских отделений милиции № 1, 2, а также часть территории заволжского микрорайона. Второй отдел полиции теперь называется «Мариевка». В его состав вошла территория городских отделений № 4, 5 и частично 3. Дежурная же часть станет единой и будет находиться в здании на ул. Карякинской, 49. Я понимаю, что для читателей из других районов области всё, что я сейчас сказал, звучит как абракадабра, но для рыбинцев это всё объяснимо и понятно.

В результате всех структурных изменений в подчинение Рыбинского межмуниципального управления МВД России переходит рота ДПС ГИБДД (раньше она напрямую подчинялась областному управлению). То есть даже с учётом

22-процентного сокращения штат сотрудников у нас практически не изменился.

– Геннадий Викторович, традиционный вопрос по оперативной обстановке...

– На протяжении трёх последних лет наблюдается устойчивая тенденция по снижению количества совершённых преступлений. За первое полугодие текущего года на территории г. Рыбинска и Рыбинского муниципального района было зарегистрировано 1555 преступлений, что на 587 меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Произошло снижение тяжких и особо тяжких преступлений, таких как разбои, грабежи, кражи, мошенничества, причинения тяжкого вреда здоровью. На том же уровне осталось количество изнасилований. Умышленных убийств в первом полугодии 2011 года было совершено 11, а за аналогичный период прошлого года 10. Сокращается количество преступлений, совершённых в общественных местах, несовершеннолетними, людьми, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Общий процент раскрываемости по всем видам преступлений составляет 61 процент, по тяжким – 62 процента, а по особо тяжким – 48,5 процента.

– А если сравнить с ситуацией в целом по области?

– По тяжким и особо тяжким – 54,5 процента, по общей преступности – 54 процента.

– Какие виды преступлений в Рыбинске и районе являются наиболее распространёнными?

– Согласно статистике, самыми распространёнными видами преступлений у нас остаются кражи (их было с начала года совершено 781) и грабежи (их было 113). Именно они и составляют половину всех совершённых на нашей территории преступлений. И если для города типичными являются одни виды краж: квартирные, из гаражей, из магазинов и офисов, то для сельской местности – другие. Там воруют из домов-дач, с полей и огородов, угоняют моторные лодки, выявляем и пресекаем деятельность «чёрных лесорубов». Ну а самый распространённый предмет преступного посягательства – сотовый телефон. Именно это средство мобильной связи ежедневно фигурирует у нас в заявлениях о кражах, грабежах, мошенничествах.

Вот такая структура преступности... Чтобы понять её, нужно учитывать и наше географическое положение. Если Ярославль стоит на пересечении больших транспортных артерий, то Рыбинск находится как бы немного в стороне. Отсюда труднее убежать, но и легче спрятаться. Мест потаённых хватает.

– Коснёмся анализа квартирных краж. На территории города и района действуют устойчивые преступные группировки?

– Если верить статистике, квартирные кражи в нашей стране совершаются каждые две минуты. В нашем городе это происходит не столь часто, но практически каждая пятая из общего количества краж – квартирная. Условно их можно разделить на два вида.

Одни были совершены путём свободного доступа (это когда, к примеру, один гражданин пришёл к другому в гости, а уходя, прихватил с собой сотовый телефон хозяина), и те, которые совершаются с проникновением в жилище в отсут­ствии хозяев. Таких квалифицированных краж с начала этого года на территории г. Рыбинска и района было зарегистрировано 85. В воровской группе у каждого распределены свои обязанности. Орудуют «домушники» дерзко и нагло, но рано или поздно всё же они попадают на скамью подсудимых.

Так, например, несколько дней назад на территории Рыбинска была задержана преступная группа воров-«домушников», которые орудовали не только в нашем городе, но и по всей территории Ярославской области. Ведётся следствие, но уже сейчас есть основания полагать, что на их счету не один десяток краж.

Мне на память приходит случай двухлетней давности. В одном из микрорайонов города было совершено несколько краж из квартир, расположенных на первых этажах. Совершались они в ночное время, когда хозяева находились дома, но спали. Преступник, имея тщедушное телосложение, забирался в квартиры через открытые форточки, бесшумно передвигаясь, находил и забирал деньги, золото, а потом таким же образом покидал квартиру. В одной из обворованных им квартир крепко спали не только хозяева, но и их собака. Однако сотрудникам уголовного розыска со­вместно с экспертами-криминалистами удалось задержать и изобличить любителя лёгкой наживы.

В связи с этим мне хотелось бы обратить внимание на работу нашего экспертно-криминалистического центра. Преступные группы отслеживаются им не только по изъятым следам, но и по едва заметным повадкам и специфическому почерку действия лиц на месте преступления.

Рыбинские эксперты постоянно совершенствуют своё мастерство, находясь в творческом поиске. Именно они в числе первых не только в Ярославской области, но и в стране стали использовать феррито-бариевую смесь для выявления невидимых следов, оставленных преступником на месте преступления. Первыми применили новый способ обнаружения следов, скрытых снегом.

«Рыбинский метод» дал возможность идентифицировать отпечатки обуви и изобличать преступников во многих самых запутанных преступлениях. Благодаря им в криминалистике даже появился новый термин «бутотека» (следы обуви). До недавнего времени руководил Рыбинским ЭКЦ Павел Константинович Захаров, который без преувеличения стал легендой среди специалистов и сотрудников не только нашего УВД, но и в области. О таких, как он и его коллегах, можно рассказывать очень долго с примерами раскрытия самых сложных и запутанных убийств, грабежей, разбойных нападений, краж.

– Геннадий Викторович, неужели в нашу компьютерную эпоху кто-то, как Шерлок Холмс, бродит с лупой и выпаривает следы?

– Компьютер – это носитель и обработчик информации. А для того, чтобы электроника этим занялась, нужно необходимую информацию в базу данных заложить с помощью уже других технологий.

Могу привести такие примеры: несколько лет назад тёмной декабрьской ночью в районе автовокзала было совершено убийство мужчины с особой жестокостью. Свидетелей нет, мотив неясен, поэтому казалось, что преступление останется в разряде «тёмных», но эксперты-криминалисты во главе с Павлом Захаровым буквально на коленях исследовали полтора километра следов, при этом следует учесть, что структура снега постоянно меняется, часть следов уже припорошило, и их пришлось выдувать. Тем не менее они были найдены, у оперативников появилась зацепка, и вскоре подозреваемые были задержаны и понесли заслуженное наказание.

Ещё один пример: около двух лет назад была у нас совершена серия разбойных нападений. В небольшие магазины, расположенные на территории Рыбинского района или на окраине города, приходил мужчина и, угрожая продавцам обрезом охотничьего ружья, забирал деньги, продукты питания, золотые украшения.

Видеонаблюдения там, естественно, не было, «тревожная кнопка» тоже не везде имелась. На розыск преступника были задействованы практически все силы уголовного розыска, а также других служб и подразделений, проверялись все и вся, организовывались засадные мероприятия, опрашивались сотни людей, но разбойник продолжал методично совершать нападения, меняя при этом одежду, обувь, внешность и даже голос.

Лишь кропотливая работа по отработке следов обуви, изъятых на местах происшествий, а впоследствии и след протектора автомашины, по­зволили экспертам установить логическую цепочку и оказать действенную помощь сотрудникам уголовного розыска по установлению личности подозреваемого. «Разбойник» был задержан в Угличе, куда поехал навестить своего брата, отбывавшего наказание в одной из колоний.

– «Партизаном» оказался?

– Была такая криминальная семейка. Отец и два сына. Отец раньше сидел, сейчас – инвалид без рук. Один сын уже на момент преступления находился в местах лишения свободы, а его брат, тоже ранее судимый, таким образом собирал ему «передачи». Жертвы «разбойника» – продавцы магазинов – были им так сильно напуганы, что далеко не все смогли сразу опознать его на очной ставке.

Это в качестве примеров «резонансных преступлений»... Но такие «громкие дела», к счастью для нас, нетипичны. К слову сказать, за последние два года у нас были раскрыты все убийства.