Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 21 сентября 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/57589/

Достоин ли Русский Манчестер быть в «братстве Кольца»?

рубрика: Общество
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН
Фотографии: Фото из домашнего архива автора

До открытия ярославского международного форума Visit Russia, назначенного на октябрь, рукой подать. Тема, вынесенная в подзаголовок нашей публикации, обещает стать в программе форума одной из самых горячих. Готовятся учредительные документы кластера с участием Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской и Владимирской областей. Въездной туризм на древних землях междуречья Волги и Оки получит новые стимулы для развития, а сам обкатанный десятилетиями кольцевой маршрут, возможно, потребует корректив.

 


К обсуждению темы подключился и «Северный край». Разговор начат в путевых заметках Ларисы Драч «1111 километров по Золотому кольцу» (в номерах за 22 и 29 июля). Коллега автора, будучи ивановцем от рождения, предпринял весьма оригинальный эксперимент – попробовал взглянуть на свой родной город глазами туриста.

Шоп-тур на речку Талку

Соседка по рейсовому автобусу Ярославль – Иваново мечтала вслух: дескать, будет на сей раз в Иванове проездом, успеть бы заглянуть в торговый центр «Текстиль-профи», говорят, там можно по цене производителя свободно купить подушки на лебяжьем пуху.

Столь утончённым запросам удивляться не приходится. Именно такой, магазинно-хозяйственный, интерес к текстильному краю с некоторых пор преобладает у ярославцев, да и не только у них. Едва ли не самым ходовым маршрутом поездок на выходные дни стали у нас шоп-туры в этот ивановский супермаркет.

И слава Богу. Родина отечественного ситцепечатного промысла, некогда с лёгкой руки англичан прозванная по всему миру Русским Манчестером, в годы шоковых реформ в одночасье оставшаяся без среднеазиатского хлопка, судя по всему, понемногу приходит в себя. С хлопчиком, как мы слышали, не без выгоды для собственного кармана подсобляют азербайджанцы, а с новой техникой – европейские инвесторы. Иначе откуда бы взяться тем лебяжьим подушкам?!

Но мы-то сейчас, собственно, о другом. Заветный конечный пункт шоп-туров находится на горке над речкой Талкой. Занимает торговый центр бывшие прядильные цеха с окнами во всю стену комбината «Красная Талка». Рядом Куваевский лес, там на тайных маёвках задолго до 1917 года возникло в нашей стране рабочее самоуправление.

Чтобы к Талке проехать, надо обогнуть действующий Свято-Введенский монастырь – известную каждому ивановцу Красную церковь (она на первом плане панорамного снимка). Это тоже ХХ век, самое его начало, когда землю под обитель безвозмездно передал городу известный историк граф Сергей Шереметев, правнук первых владельцев Ивановской вотчины, ещё при жизни ставший почётным гражданином Иваново-Вознесенска.

Селом владели потомки Ярослава Мудрого

На фасаде Красной церкви есть мемориальная доска, напоминающая о попечительстве Шереметевых. Одно это имя вызовет отклик в душе сколько-нибудь любознательного гостя, не важно, ярославец ли он, москвич или парижанин.

Память ведёт отсюда во все стороны света и на полную глубину отечественной истории: Шереметевы, не забудем – Рюриковичи, среди их предков и Владимир Красное Солнышко, и Александр Невский, и Ярослав Мудрый. У ивановской Свято-Введенской обители, стало быть, единородная связь и с ярославской «Аллеей полководцев» у Музея боевой славы, и с возрождённым храмом графской усадьбы в селе Вощажникове, и со столичным Странноприимным домом «для бедных и увечных», шереметевской больницей, нынешним институтом скорой помощи имени Склифосовского – там в стенах «Центра милосердия России» с начала демократических реформ возрождаются традиции русской благотворительности.

Как тесен мир, напомнит Иваново и туристу-парижанину. Во французской столице есть консерватория имени Рахманинова, где ректором является музыкант и архитектор Пётр Петрович Шереметев. Он почётный президент клуба ивановской интеллигенции – Шереметев-центра профессора Евгения Боброва с выставочной галереей, ассамблеями историков и социологов, фестивалями духовной музыки «Золотой Плёс», где всегда желанные гости однокашник Боброва по Нижегородской консерватории рыбинский хормейстер Шестериков и его звонкоголосые «Соколята».

Стоп-кадр в соцгородке

Но, быть может, со времён, когда, как сказал поэт, «Москву и Иваново строили наново», кроме мемориальной доски у входа в Свято-Введенскую обитель, ничего шереметевского здесь больше и не осталось? Вот и ивановский историк Александр Семененко первым делом подтвердил для «Северного края», что наши сомнения возникли вовсе не на пустом месте. Русский Манчестер превращали в Манчестер Красный и в «город-сад», безжалостно круша старое. Авторами проектов для треть­ей «пролетарской» столицы республики Советов стали самые талантливые молодые зодчие 20 – 30-х годов и среди них творцы Днепрогэса, уроженцы Ивановской земли братья Веснины.

На пустырях поднимались институты (сразу пять!), «театр массовых представлений» (нынешний Дворец искусств), огромный четырёхугольный горсовет, многоквартирные дома «корабль» и «подкова», соцгородок с жильём без кухонь, как в ярославском «доме коллектива». Уже после войны через дорогу от соцгородка срыли старейшее Успенское кладбище, превратив его в сад «Меланжист» с летним кинотеатром и танцплощадкой.

В народе тот очаг культуры прозвали прямо в яблочко – «Садом живых и мёртвых». Сейчас Успенский храм возвращён в епархию, стал собором мужского монастыря. Братия первым делом огородила свои владения глухой стеной. Ну а город, с полным пренебрежением к чувствам верующих, украсил фасад живописным плодом инженерной фантазии – гигантским трубопроводом.

Шереметевское Иваново, однако же, не успели свести под ноль. Строили графским попечением солидно и надолго – Красному Манчестеру хорошо послужили для разнообразных нужд и бывшая приказная изба «Щудровская палатка» (в основном под склады), и Клуб приказчиков (здесь долго был областной суд), и контора вотчинного правления на старинной Крутицкой улице, и «Графский сад», куда на танцплощадку, уже в «Сад 1 Мая» молодёжь собиралась со всего города.

Дав совет всё это немедленно посмотреть, наш собеседник напомнил, что первыми ивановскими фабрикантами были шереметевские крепостные. Ефим Грачёв выкупился на волю ещё за шесть десятилетий до отмены крепостного права. Вслед за ним вольную получили три десятка владельцев набоечных изб и домашних красилен. Восстановлено здание, где было первое ситцепечатное производство Осипа Сокова. Посверкивает золочёным крестом домовая церковь, а мост через Уводь, что поблизости, не только в народной памяти, но и на генплане современного Иванова так и остаётся Соковским.

Подышим воздухом истории

Ивановским старожилам в любые времена не надо было объяснять, что означает выражение «жить на шереметевский счёт». В словах этих – уважительное напоминание о традициях просвещённого меценатства, им следовали фабриканты всех поколений. На что они тратили день, лучше всего растолкуют туристу в Музее промышленности и искусства. Основал его фабрикант, путешественник, коллекционер Дмитрий Бурылин. В его семейных апартаментах, соединённых с музеем подземной галереей с образцами египетской и эллинской скульптуры и каменной резьбы, открыта со времён перестройки ещё одна, не имеющая аналогов экспозиция единственного в мире Музея ситца.

Воздух истории, нет, не выветрился в Иванове. Чтобы вдохнуть его, достаточно пройтись по улицам и поглядеть вокруг. Вот за углом, на Черкасской, родился художник Борис Пророков. Если подзабыли, кто это такой, зайдите в его дом-музей – напомнят. В дальнем конце Московской улицы живут потомки фотографов Соколовых. Свои салоны по всей Владимир­ской губернии открыли они ещё в начале 1870-х годов. Екатерина Соколова была одной из первых женщин-фотографов провинциальной России (на снимке визитная карточка Соколовых).

На той же Черкасской, нынешней улице Пророкова, по соседству с домом-музеем знаменитого живописца живёт-здрав­ствует Василий Иванович Баделин, врач-реаниматолог и писатель, автор книг «Люди и легенды Верхневолжья», «Золото церкви», «Земля иванов». Он-то, ценитель всех и всяческих первоисточников, знает землю иванов и вширь, и вглубь.

Без всякой разминки, как бы впику тем, кто считает, что в Иванове туристам показывать нечего, наша беседа сама собой повернула к перспективам Золотого кольца. Василия Ивановича эта тема тоже тревожит:

– Если поедете в Шую, увидите виадук строящейся автомобильной трассы в объезд Иванова. Как бы эта новостройка из федеральной программы «Дороги XXI века» не сыграла с нами злую шутку. Не ровён час, вместо Иванова повезут туристов по новой магистрали в Шую и Палех. Понятно, что и в Шуе, в окрестных царских сёлах Дунилове и Введенье, где одних церквей не меньше десятка, не говоря уж о Палехе и Холуе, будет гостям что посмотреть. Всё же не рискую даже и просто предположить, что Русский Манчестер может быть признан недостойным присут­ствия на карте будущего туристического кластера. Представить себе этого я не в силах так же, как без Иванова Россию.

Отчаиваться раньше срока всё же не будем. На въезде в город со стороны Москвы появился недавно новый указатель: «Иваново-Вознесенск» читаем на нём. Именно так город был поименован 140 лет назад указом государя-реформатора Александра II. Никакого официального решения о восстановлении названия пока что не принято. Не иначе как какой-то находчивый чиновник предлагает ивановцам нечто вроде испытательного теста, похожего на игру «веришь-не-веришь».

Протестующих голосов не слышно. Может быть, нежданно-негаданно «оказавшись» жителями Иваново-Вознесенска, мои земляки всерьёз задумаются, кто они и откуда родом. А при случае со знанием дела поведают о том и гостям «братства Кольца», ближним и дальним, и не суть важно, ярославцы они, москвичи или парижане.