Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 22 сентября 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/57611/

Елена мечтает стать водителем-дальнобойщиком

рубрика: Общество
Автор: Анастасия КОЛЕСОВА
Фотографии: Анна ЛУКИНА

В Ярославле на автобусах городских маршрутов появились водители-женщины. С одной из «амазонок» за рулём удалось пообщаться корреспонденту «Северного края».


Самый обычный день, самая обычная остановка, заполненная народом в ожидании автобуса... И вот он уже выруливает из-за поворота – самый обычный, лиазов­ский. Необычное в этой картине только одно – в кабине водителя сидит улыбающаяся молодая женщина, в волосах которой играются солнечные зайчики. Для многих ярославцев утренняя встреча с Еленой Николаевной Порсиной уже стала доброй приметой начинающегося дня. А мы с ней беседуем вечером, после работы.

– Ну что вам о себе рассказать?! – по-простому начинает Елена. – Всё у меня обычно – семья водителей. Папа у меня водитель, муж Михаил – тоже, у него стаж 11 лет. Да и я вот уже за баранкой 8 лет: сначала маленькое авто, потом – маршрутка, троллейбус и, наконец, автобус...

Елена – коренная ярославна, закончила школу, вышла замуж, родила дочь. Казалось бы, что ещё надо для женского счастья?!

– Понимаете, я человек «двигательный» – мне на месте так просто не сидится, – признаётся собеседница. – В декрете со Светланкой было скучновато, и я устроилась диспетчером в такси «Русь», а параллельно училась на водителя троллейбуса.

Эти полгода были для Елены нелёгким временем: ночью работа, днём учёба, а в выходные – маленькая дочка. На моё искреннее удивление: «И как вы только выдержали?» – Елена улыбается:

– Стать водителем троллейбуса – мечта детства. Совсем маленькой я жила в деревне, однажды на каникулах приехала к бабушке в Ярославль и увидала чудо – девушка на троллейбусе едет. И захотелось мне стать водителем. Вот как в голову втемяшилось, так и засело. И мечту свою я исполнила…

– Легко ли было «укротить» такую большую машину?

– Училась при нашем трамвайно-троллейбусном управлении. Месяца два-три идёт чистая теория – электрооборудование, устройство, агрегаты. А затем часы вождения, как в автошколе. Сперва было страшновато – такую махину вести, да ещё «рога» торчат, и как бы сразу за двумя дорогами следить надо – и сверху, и снизу. Здесь необходимо внимание – чуть зазевался и... встал. А не дай Бог, как штанги упадут, так надо идти поднимать. Тут не всегда сама справляешься! На пересечении троллейбусных линий существуют спид-части, они обесточены. Попадёшь на такой участок – ехать никак! Ну и приходилось просить пассажиров выйти и подтолкнуть троллейбус, там совсем немного надо, буквально миллиметры. Заходишь в салон и говоришь как ни в чём не бывало: «Уважаемые пассажиры, троллейбус находится вне зоны напряжения, хотите ехать дальше – подтолкните чуток…» На троллейбусе я отработала почти три года.

Вскоре Елену ждало ещё одно счастливое событие – появление на свет сына Максюши.

– Сижу я во втором декрете и думаю: умею на троллейбусе – получится и на автобусе. Тем более, что некоторые из наших «троллейбусниц» уже в ПАТП-1 пошли. Нас, «автобусниц», теперь 7 человек. Мы – первые севшие за руль дамы за все 65 лет существования ПАТП!.. Переучиваться было просто – правила одни и те же, габариты одни и те же, единственное различие – нет штанг и управление – механическая коробка. Но разница в вождении троллейбуса и автобуса чувствительная. Причём именно в пользу автобуса, на нём – проще, всё внимание только на одну дорогу! Сейчас я уже весь город объездила. Меня на разные маршруты сразу пустили, так как я была водителем со стажем, – рассказывает Елена.

– А как реагируют пассажиры и коллеги-водители на женщину за рулём автобуса?

– По-разному. Кто-то удивляется, кто-то безразличен, а некоторые, особенно когда работаешь без кондуктора, норовят воспользоваться моментом и не оплатить проезд. Приходится к ним подходить, объяснять ситуацию: «Вы же в магазин приходите и продукты не бесплатно берёте!..» А так проблем нет! Люди доброжелательные, благодарят, когда человека подождёшь, со многими постоянными пассажирами знакома, здороваемся… К женщине-водителю отношение вообще более мягкое, нежное почти что. И даже маршруточники не подрезают. Если на одном маршруте работаем, так всегда договоримся. Главное, самой не подрезать – не наглеть, и будет всё хорошо… Вот с ребятами из ПАТП не сразу сработались – поначалу они носы задирали: вот, мол, баба пришла, ничего не умеет. Для них диковато было, что женщины на автобусы водителями пошли. А сейчас ничего, сдружились, мы теперь для них свои парни. Всегда нам помогут в случае чего! И начальник наш Александр Максимович Емельянов человек очень хороший, никого в обиду не даёт. Я люблю свою работу. Один день не поверчусь, баранку не покручу – и день будто потерян.

– А кто всё-таки лучше водит – женщина или мужчина?

– Конечно, женщина! – с ходу бросается в защиту «слабого» пола Елена, но тут же поправляется: – Лучше всего управляются с баранкой водители на «большом» общественном транспорте – они намного аккуратнее, внимательнее и понятливее. И вообще я думаю, что в школах вождения учащимся должны объяснять, что общественный транспорт надо уважать – по правилам они должны нас пропускать, когда мы отъезжаем с остановки, а они в большинстве своём не пропускают. Досадно.

Наша беседа подходит к концу. И Лена завершает её такими словами:

– Сейчас у меня всё хорошо: семья – муж, дети замечательные. Денег, правда, мало, вот Светланку в школу собирали, так это же тысяч 15 минимум! Но главное – все живы-здоровы, оба работаем. Миша мой, правда, шутит, что мне только самолёт и пароход осталось научиться водить, а у меня другая мечта – хочу на фуре ездить! На такой большой, дальнобойской. Вот денег подкопим – и пойду сдам на категорию «Е»!




Комментарии