Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 04 октября 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/57716/

Короткий рабочий день: благо или проблема?

рубрика: Общество
Автор: Лариса ДРАЧ

Депутаты Государственной Думы обсуждают поправки в Трудовой кодекс, смысл которых заключается в следующем: установить право женщины, имеющей ребёнка в возрасте до трёх лет, трудиться неполный рабочий день – не более 25 часов в неделю, но получать при этом полную зарплату. Однако на заседании российской трёхсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям (РТК) представители профсоюзов и работодатели, обсуждая это предложение, заспорили: а не ухудшит ли эта благая поправка в Трудовой кодекс положение женщин на рынке труда? К этому склоняется глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Однако лидера Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова такая формулировка возмутила: «Философский вопрос: а что улучшит положение женщин на рынке труда? 60-часовая рабочая неделя с оплатой три рубля в день?».

 


Короткий рабочий день при полной заработной плате – благо для молодой матери или лишние проблемы? Обсудить эту тему мы предложили представителям всех заинтересованных в этом вопросе сторон.

Валентина ИЛЬИНА, председатель обкома профсоюзов работников культуры:

– В Трудовом кодексе немало статей, которые нуждаются в дополнении и поправках. Всё, что касается социальной защиты, проблемы семей, охраны материнства и детства, справедливо находится на первом месте. Другой разговор, что надо решать проблему в комплексе, системно. Идея сокращения рабочего дня для женщин, имеющих малолетних детей, прекрасна, но что в таком случае выигрывает работодатель? Надо и его заинтересовать. Чем? Да хотя бы налоговыми льготами. Аналогичные льготы есть, например, если работодатель трудоустраивает инвалида. Мамам, конечно, эта поправка, интересна, но она неизбежно повлечёт за собой вопрос более раннего устройства детей в детские дошкольные учреждения, а мест в садиках и так не хватает. Сами знаете, куда заводят благие намерения... Одно цепляет другое, так что слёту не стоит принимать такие ответственные решения.

Александр ЦВЕТКОВ, депутат областной Думы:

– Правы и те, кто хочет сократить женщинам с маленькими детьми рабочий день, и другие, считающие, что это усложнит жизнь женщин. Если эта поправка будет принята, то работодатели могут вставлять палки в колёса при трудоустройстве таких соискателей. Чтобы законопроект заработал, нужна жёсткая политическая воля, согласно которой малейшее отклонение от трудового законодательства незамедлительно наказывалось бы.

Татьяна ГОЛУБЕНЦЕВА, стоматолог, мать троих детей, младшей дочери 2,5 года:

– Я работаю в муниципальном предприятии и потому пользуюсь всеми льготами, которые положены мамам, имеющим детей. Но когда моему среднему сыну Ване было три года и я искала работу, ни одна частная стоматологическая клиника меня не захотела видеть в числе своих сотрудников. Мотивация отказа такая: ребёнок маленький, будете часто брать больничный. А если к этим оправданным в общем-то опасениям работодателя добавить гипотетическое право молодой матери на короткий рабочий день с сохранением полной заработной платы, то шансов устроиться на работу не было бы ни одного. Идея сама по себе чудная, но она не имеет ничего общего с нашей российской действительностью. Частники будут стараться избавиться от таких работниц, да и вообще поостерегутся принимать на работу молодых женщин, пока не имеющих детей: у них-то вообще всё впереди – и декрет, и отпуск по уходу за ребёнком. Если поправки в Трудовой кодекс насчёт сокращённого дня для молодых матерей всё-таки пройдут, то это однозначно усложнит жизнь очень многих семей.

Юлия ГОСТЕВА, программист, мама двух дочерей – 1,3 и 7 лет:

– Сейчас я нахожусь в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет, но, возможно, выйду на работу и раньше – всё зависит от того, когда будет место в детском саду. У нас на работе была одна сотрудница, которая вышла на службу, когда её малышу было два месяца. Она работала всего 3,5 часа, получала половину оклада плюс положенные по закону декретные деньги. На больничный она тоже часто уходила – ребёнок маленький, болел часто. Отношение к ней в коллективе было, как к балерине на одной ноге: вроде и есть специалист, но положиться на него нельзя. Специфика нашей работы такова, что и за полноценный восьмичасовой рабочий день не всё успеваешь сделать, иногда приходится работать без обеда, после работы оставаться. А что успеешь за пять часов? Объём работы-то никуда не денется, значит, кому-то другому придётся делать за тебя твою работу, что вряд ли обрадует сослуживцев.

Сергей, частный предприниматель, владелец магазина:

– Перспектива иметь сотрудников с сокращённым рабочим днём лично меня не радует. Что, прикажете в два раза больше продавцов нанимать? И это сейчас, когда мелкие частники, вроде меня, еле-еле выкарабкиваются из экономического кризиса? Разумеется, мне проще и выгоднее взять на работу человека, не имеющего семейных проблем, и при приёме на работу я обязательно интересуюсь, есть ли дети, какого они возраста.

Наталья ВИНОГРАДОВА, журналист, мама двух дочерей – 1,8 и 9 лет:

– Первая мысль: а работодателю это надо? И так женщине с детьми очень непросто устроиться на работу, а если ещё у неё будут дополнительные, узаконенные льготы, то любой работодатель, выбирая между женщиной и мужчиной, предпочтёт последнего. И его трудно в этом упрекнуть. Идея дать дополнительное свободное время молодой матери – гуманная, правильная, но не для нашего государства. У нас ведь как? Хотят как лучше, а получается, как всегда.

 

Комментарии