Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 25 октября 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/57955/

Уральский самородок

рубрика: Общество
Автор: Лариса ДРАЧ

В судьбе Юрия Иванова ничто, казалось бы, не предвещало его яркой сценической карьеры. Ну разве что место рождения – небольшой провинциальный городок Серов, затерянный в глубине Уральских гор, подаривший отечественной культуре и спорту таких знаменитых личностей, как актёр, народный артист России Эрнст Романов, искромётный эстрадный конферансье Борис Брунов, легенда мирового бокса Константин Дзю. Вот в эту компанию «уральских самородков» и попал Юрий Иванов.

 


Отец Юрия Иванова работал на металлургическом заводе, мама – в родильном доме, помогала появиться на свет новоиспечённым жителям города Серова и своего сына Юру родила, что называется, «без отрыва от производства». Главное воспоминание Юриного детства – гармонь.

– Гармошка была больше меня, только нос торчал над инструментом, и, старательно растягивая меха, я то и дело прищемлял себе кончик носа, – с удовольствием погружается в воспоминания о детстве Юрий Иванович. – Я ведь нигде не учился, мелодии разные брал со слуха. Посмотришь, как дядя Витя или кто другой играет «посыпуху» да переборы, на ус мотаешь.

«Слухач» Юра легко подражал голосам и интонациям знакомых, любил розыгрыши, сколько себя помнит, всегда охотно выступал в школьных концертах, потом участвовал в художественной самодеятельности – сначала в Ухтинском железнодорожном техникуме, потом в армии. Так что репутация «артиста» закрепилась за Юрием Ивановым давно и прочно, когда сам он об актёрской стезе ещё даже и не помышлял. Хотя вот это – «не помышлял» вряд ли. Ведь не зря же, будучи в армии, выпросил себе увольнительную, чтобы съездить на прослушивание в Москву, во ВГИК, где набирал курс знаменитый Сергей Бондарчук. Маэстро отечественного кинематографа Юрий Иванов не приглянулся. Более того, мечтавшего о кино молодого человека педагоги, набиравшие курс, поставили на место, сказав прямо в глаза, что с такой внешностью ему в кино ничего не светит.

Об этом неприятном эпизоде заслуженный артист России Юрий Иванов рассказывает легко, с улыбкой, что в принципе совсем нетрудно, имея в творческой копилке более тридцати киноработ. Юрий Иванов снялся в фильмах «Подкидной», «Живи и помни», «Джоник», «Любовь до востребования», «Вторые», «Счастье разведчика», «Ермоловы», сыграл заметные роли в сериалах «Парни из нашего города», «Река-море», «На углу у Патриарших», «Доктор Живаго», «Иное», «Котовский», «Хозяйка тайги», «Наши 90-е». Недавно вышла на экраны картина «Чёрные волки», в производ­стве находятся лента «Грозные времена», сериал «Морские дьяволы-5». Есть предложение от режиссёра Сергея Урсуляка, снимающего кино про Сталин­град. Прямо скажем, промашка вышла у Сергея Бондарчука…

Но всё это будет потом, а пока, отслужив в армии, «дембель» Иванов решительно направился в отдел кадров драматического театра имени Волкова – устраиваться на работу монтировщиком, чтобы узнать, по его словам, какова жизнь театра изнутри. Мастера, набиравшие курс в Ярославском театральном училище, Герман Меньшенин и Татьяна Канунникова оказались не в пример мэтру Бондарчуку прозорливее: уже после первого творческого тура отметили явное дарование абитуриента Иванова и фактически приняли его, не дожидаясь результатов других экзаменов.

Через несколько лет Волковский вновь был готов принять бывшего монтировщика Юрия Иванова в свои ряды, но уже в другом качестве, однако новоиспечённый артист предпочёл уехать в Северодвинск, где за шесть с небольшим лет службы на сцене драмтеатра сыграл более тридцати ролей мирового репертуара.

– Именно там, в Северодвинске, я стал актёром, – не устаёт повторять Юрий Иванович.

Однако когда его пригласили в новый театр юного зрителя, открывавшийся в Ярославле, Юрий Иванов не раздумывал: здесь подрастал сын, а значит, и его место должно быть рядом с ним. Потом были ГИТИС, учёба на режиссёрском факультете у знаменитого Анатолия Васильева и работа в театре «Школа драматического искусства». Спектакль «Шесть персонажей в поисках автора» в постановке Анатолия Васильева, в котором принимал участие Юрий Иванов, стал для целого поколения своеобразным творческим манифестом, откровением нового театра, который впоследствии, в отличие от традиционного, психологического, будет назван игровым. Тогда, в 1987-м, ведущие критики страны назвали постановку «лучшим романом о театре». С этим спектаклем Юрий Иванов объездил полмира.

– А потом была воплощена в жизнь другая уникальная идея Анатолия Васильева. В 1990 году на фестивале «Парма-90» в Италии в течение четырёх дней на глазах у изумлённой публики (и это – чистая правда, а не литературный штамп) в присутствии зрителей с нуля – от распределения ролей до премьеры – мы отрепетировали и сыграли премьеру спектакля «Сегодня мы импровизируем». Успех был колоссальный, восторженная критика писала, что «спектакль в Фонтанеллато имеет запах чуда».

– Да, мы это сделали... – вспоминает Юрий Иванов.

Однако шумный столичный успех не мог перевесить тоску артиста от разлуки с детьми, с семьёй. Он вновь вернулся в Ярославль, и ТЮЗ принял его с распростёртыми объятиями.

Сегодняшний ТЮЗ невозможно представить без Юрия Иванова. Юбиляр занят в восьми спектаклях текущего репертуара, а в премьере нового сезона – постановке известного московского режиссёра Игоря Ларина по повестям Пушкина «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» – сыграет одну из главных ролей.

Появились в новом театральном сезоне у заслуженного артиста России Юрия Иванова и новые непростые обязанности: он возглавил вновь созданный художественный совет театра. В него вошли уважаемые в Ярославле люди, корифеи сцены и знатоки театра профессор Маргарита Ваняшова, председатель Ярославского отделения Союза театральных деятелей России Валерий Томашёв, народный артист России Владимир Солопов, старейшие актёры ТЮЗа – народный артист России Виталий Стужев, заслуженный артист России Юрий Клипп. Этой мощной когорте служителей Мельпомены предстоит взвалить на себя нелёгкий труд – координацию творческой жизни театра.

– Сегодня режиссёров много, а найти единственного, кто нужен именно нашему театру, непросто. Сейчас ведь в основном варяги: приехал, поставил, уехал. Будет ли у такого временщика, пусть самого расталантливого режиссёра, душа болеть о нашем театре? Вот то-то и оно, что нет, – печалясь, рассуждает Юрий Иванович. – Ситуация у нас сложная: нет ни главного режиссёра, ни художественного руководителя… Но жить-то театр должен. Постараемся выправить ситуацию с помощью художественного совета.

В ведении худсовета – утверждение текущего репертуара. Из тех спектаклей, что уже получили добро от корифеев ярославского театра, – «Летучий корабль» в постановке ученицы Романа Виктюка режиссёра Виктории Михеевой, «Тень» (над этим спектаклем будет работать артист ТЮЗа Андрей Виноградов), спектакль, адресованный взрослому зрителю, «Валентинов день» Ивана Вырыпаева. Поскольку председатель худсовета Иванов тяготеет к оригинальному прочтению классической драматургии и не жалует дешёвого «осовременивания» старых добрых сказок, есть надежда, что репертуар ТЮЗа, явно давшего в последнее время крен в сторону перепева телевизионных сериалов, выправится и встанет на правильный курс.

– Пародийность на драматической сцене, римейки – не по мне. Современность должна быть не в костюме, не в декорации, а в психологии, в узнаваемости ситуации. Можно играть короля Лира и на открытой поляне – это, в конце концов, условность театра, но дух эпохи, его созвучие сегодняшнему дню, должен быть передан, – уверен Юрий Иванов.

...Однажды кто-то справедливо заметил, что для детей надо играть так же как для взрослых, только ещё лучше. Вот в это заслуженный артист России Юрий Иванов верит истово. И каждый день, выходя на сцену театра юного зрителя, с которым, не сетуя на невзгоды, актёр связал свою судьбу, он старается служить искусству театра так, как некогда научили его учителя – отдавая себя без остатка.