Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 27 октября 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/57993/

Откуда берутся «озабоченные» дети?

рубрика: Общество
Автор: Беседовала Елена СОЛОНДАЕВА
Фотографии: Елена СОЛОНДАЕВА.

Минувшим летом «Северный край» опубликовал заметку о происшествии в оздоровительном лагере «Чайка». В ней рассказывалось, что 19-летний диджей лагеря вступил в половую связь с 13-летней отдыхающей. Эта публикация вызвала бурную реакцию читателей. На сайте газеты развернулась нешуточная дискуссия, которая в очередной раз подтвердила болезненность проблемы, связанной с сексуальным поведением подрастающего поколения. Об этом мы беседуем с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры общей психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, членом-корреспондентом Международной академии психологических наук, главным экспертом-психологом Ярославской лаборатории судебной экспертизы Минюста России Еленой КОНЕВОЙ.


Елена Витальевна, перед встречей с вами я поговорила со многими подростками от 14 до 18 лет. Меня интересовало их мнение о технике безопасного поведения. В основном, конечно, сексуального, потому что именно здесь подростки сильно уязвимы. Я заметила, что большинство ребят не могут ясно объяснить, как правильно себя вести в той или иной ситуации, и действуют интуитивно. Лучше всех общее понимание выразила одна 16-летняя девушка, которая на мой вопрос «Как определить опасность ситуации» ответила: «Я её попой чувствую». Это странно, потому что про технику безопасности с ребятами старших классов на специальных занятиях говорят в школе гинекологи, юристы, психологи. Как вы оцениваете уровень преподавания этого «школьного предмета»?

– Я, как преподаватель вуза, вижу в основном студентов. По тому, что я наблюдаю у них – школьное преподавание неудовлетворительно. Они не восприняли предмета. Но это глобальная психологическая, очень сложная проблема. Она касается не только полового воспитания, а жизни вообще.

В чём сложность обучения?

– Жизнь состоит из цепочки ситуаций. Учить детей и подростков тоже пытаются на ситуациях. Подростку говорят: «Если твои друзья с какой-то пьяной девчонкой затеяли сексуальные игры, то ты, если не можешь их остановить, сам с ними не ходи!» Или описывают ситуацию: «Если подойдёт дядя и скажет, что у него лошадка, которую нужно накормить, и он просит пойти с ним и накормить, то ты с ним не ходи!» Замечательно! Подросток, ребёнок всё понял и, казалось бы, не должен делать этого. Но беда в том, что в реальной жизни они часто не узнают ситуацию.

Скажем, девушка пригласила подругу на день рождения к знакомому, и они пошли в квартиру, где семеро парней. Подвыпили. А дальше ситуация знакомая и небезопасная: пьяные девчонки и группа нетрезвых парней. Но она девочками заранее не узнана. Поэтому профилактика опасных ситуаций крайне сложна. В школе детям дают либо систематизированный материал, оторванный от жизни (например, СПИДом можно заразиться при инфицировании того-то и того-то), либо, наоборот, стараются максимально приблизить теорию к ситуации и опять попадают пальцем в небо.

Что же делать? Как объяснить ребёнку, собирающемуся, например, в летний лагерь, как правильно себя вести?

– Необходима разработка новых методик. А пока объясняем по-старому, на знакомых нам ситуациях – куда ходить, куда не ходить; что делать, чего не делать. Обобщения тоже уместны. Например, от своих не отходи. При этом, чтобы не напугать ребёнка, нужно избегать утрирования.

Перед нашим разговором я опросила не только подростков, но и их родителей. Одни родители разговаривают со своими детьми на темы секса и безопасности, объясняют, например, дочерям, что не надо по вечерам надевать вызывающие короткие юбки, ходить в темноте по закоулкам, садиться в незнакомые машины. Некоторые даже запрещают смотреть сериалы, демонстрирующие сексуальную распущенность. Другие родители 14-летних подростков, которые уже вовсю интересуются противоположным полом, стесняются заводить разговор на эти темы, считая, что ещё рано, или надеясь, что всё само как-нибудь образуется. Кто из них прав?

– Те, которые обучают и контролируют. Родители могут и должны способствовать формированию у ребёнка навыков безопасного поведения. Но надо помнить, что научить безопасному поведению сложно. В реальной жизни большое значение имеет простая случайность.

Елена Витальевна, молодёжь часто шокирует взрослых людей вызывающим поведением. Хочу рассказать историю, которая поразила моего коллегу. Летом он еженедельно ездит на дачу на волжском теплоходике. В одну из поездок он, извините за подробность, но она важна, решил посетить заведение под грифом WC. Дверь была заперта, и оттуда доносились характерные звуки. Через некоторое время дверь отворилась, и на белый свет вышли совсем юные парень и девушка. Кажется, ничего удивительного. В низкопробных фильмах, а таких сейчас – большинство, подобные сцены встречаются то и дело. Но в «обычной жизни» это – нормально?

– Нет. Это делается не от большого ума... Вредно половые акты совершать где попало: на помойке, в туалете, на сиденье автомобиля, около какой-нибудь заплёванной раковины. Это вредит дальнейшему правильному сексуальному развитию человека. Внешний антураж сильно влияет на половые привычки. У нормальных людей секс должен происходить в красивой обстановке. Совершенно очевидно, что вступление в половую связь где попало и с кем попало способствует тому, что человек может «запасть» на ребёнка, вступать в гомосексуальные связи.

В связи с запоздалой сексуальной революцией разнообразные половые связи теперь не запрещены, но всё же взрослые более аккуратны в своих контактах. Почему многие современные подростки и молодёжь не слишком разборчивы в них?

– Кроме чисто физиологических причин ребята подросткового возраста вступают в беспорядочные половые связи, чтобы удовлетворить потребности, которые они не могут реализовать другим способом. Чаще всего – это потребность в самоутверждении и эмоциональном тепле. И вот вместо психического контакта они устанавливают физический. Иногда происходит своеобразное замещение одного другим. Это для психики довольно типично. Иногда беспорядочные половые связи – месть лицу, в которого подросток влюбился безнадёжной любовью. Такое также случается, когда хотят «насолить» родителям. Мол, пускай попрыгают, когда узнают, что я веду себя не по их представлениям.

До брака можно вступать в половую связь или нежелательно?

– Я не ханжа и не считаю, что до брака вступать в половую связь категорически нельзя. Но в подростковом возрасте это как раз мешает формированию нормальной сексуальности, которая потом будет приносить радость.

Что значит «нормальной сексуальности»? Если человек не стал педофилом, насильником и не имеет других сексуальных отклонений, значит – он нормален...

– Всё намного сложнее. В сексе много положительных функций, в том числе положительные эмоции. Я сталкивалась с 12-летними ребятами, которые «всё знают» про секс, но не знают главного – секс приносит радость. Это последнее, что доходит до подростка, а иногда не доходит вообще. А потом они вырастают и используют секс не как источник радости, а как избавление от страданий или скуки: что-то мне сегодня нечем заняться, тоскливо, нудно, пересплю-ка я с кем-нибудь!

Как семья влияет на формирование ребёнка именно в половой сфере?

– Одна из самых главных задач семьи – сформировать правильные представления, как должны строиться отношения между мужчиной и женщиной. Огромный фактор не только психического развития, но и вообще всей социализации человека, когда он с детства и до подросткового возраста включительно жил в полной семье. В определённом смысле отца может заменить дедушка. Ребёнок тогда почти не страдает, если не учитывать косвенного влияния неудовлетворённой мамы. Он видит адекватного мужчину, но всё равно не находится в полностью стабильных условиях. Надо не только созерцать отдельно мужчину, отдельно женщину. Надо видеть супружеские отношения взаимной заботы. Только тогда сложатся нормальные представления и о половых взаимодействиях, и о семейной жизни.

Кажется, совсем безобидный и очень распространённый вариант – девочка, растущая с мамой. У неё будут проблемы в жизни?

– Да, всю жизнь у неё будут проблемы построения и личных, и деловых отношений с мужчинами. Возможно, она вообще будет опасаться вступать с ними в какие-либо отношения. А так как без этого не обойтись – куда мужиков с работы денешь, слава Богу, что они есть! – то эти отношения будут неадекватными. Не совсем, немножко. Например, она будет бояться начальника, слишком «строиться» под его требования. То есть на всей жизни девочки будет отражение неблагополучия... А уж когда мальчик с мамой – вообще караул!

– ???

– Как правило, мама, у которой нет взрослого партнёра, проще говоря – мужа, возлагает на мальчика часть его функций. По её представлениям именно сын должен обеспечивать ей психологическую и материальную заботу. Такая мама – психологический захребетник.

А как ведёт себя мальчик?

– Когда как. Он может вести себя как главный герой романа Людмилы Улицкой «Искренне ваш Шурик». Это вариант дам­ского угодника, причём все дамы его старше. Человек всю жизнь несёт на себе функции «удовлетворителя мамы». А с молодыми женщинами отношения и семья у него не получаются. В романе Улицкой описан крайний вариант. Но обычно мужчина не очень-то хочет вешать на шею большое количество нахлебников. Тогда он выбирает противоположный стиль поведения и вообще бежит от женщин. Иногда такой мужчина не умеет принимать решения: не дождёшься, когда он в семью денег принесёт или в квартире шторы повесит. Такими часто вырастают мальчики, у которых отец в семье либо не играл решающей роли, либо отсутствовал. Причём номинально папа может и присутствовать, но быть всё время на работе. Сейчас таких семей много. Тогда мальчик проводит время с мамой и формируется по женскому типу, потому что рано становится носителем женских переживаний. Мама-то ему всё рассказывает. А кому? Мужа ведь дома нет! То есть получается скрытый гомосексуалист. И девочка, растущая только с отцом, – тоже не слава Богу. Половая идентичность у неё формируется неадекватно.

Мы разобрали разнообразные варианты – и все неблагополучные. Есть хоть какой-то позитив?

– Не знаю, действительно ли на Западе начали возрождать традиционные семейные ценности под угрозой СПИДа? Может, это повод, который использовали люди, стосковавшиеся по нормальной семейной жизни. Там уже наелись всей этой грязи и начали строить нормальные семьи. Потому что когда нет вообще никаких границ, получается бардак. Не только в обществе, но и в отдельной голове.

Может, психологу так не пристало говорить, но я считаю, что надо больше поощрять рождаемость в нормальных семьях. Сейчас у нас неблагополучным семьям денег выделяют намного больше. Это понятно: если женщина одинокая, ей трудно с ребёнком. Чтобы она его не бросила в роддоме, на помойке не зарыла, ей обещают деньги. Но мне кажется, надо больше поощрять женщин, которые забеременели в браке, работали до беременности, которые не курят и не пьют, регулярно ходят к врачу. Вот им нужно платить больше. Не знаю, как это будет воспринято...


Комментарии