Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 10 ноября 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/58111/

Огни большого города

рубрика: Общество
Автор: Антон БЕЛОВ

Дан старт крупному проекту – Ярославской агломерации, куда войдут эти территории. В мае губернатор Сергей Вахруков рассказал об идее председателю Правительства России Владимиру Путину. В октябре региональный координационный совет по государственно-частному партнёрству совместно с Внешэкономбанком одобрили подходы к её реализации. Подготовительная часть проекта завершится до 2014 года. А 300 млрд. рублей инвестиций, что придут благодаря этому в область, кардинально изменят жизнь миллиона земляков и будущего поколения.

 


Способ «самооживления»

Иные современные Кассанд­ры пророчат малым городам непростое будущее. Причём не только в России. С переводом производств в Юго-Восточную Азию хиреют даже такие американские мегаполисы, как бывшая автомобильная столица США Детройт или прежний центр чёрной металлургии и родина Майкла Джексона Кливленд. Что уж там говорить об отечественных моногородах, символом которых стало печально известное Пикалёво, где российскому премьеру пришлось лично «разруливать» критическую ситуацию?

Ярославские моногорода до края не дошли. Вовремя сработал «амортизатор» – федеральная программа, куда попали инвестиционные проекты их поддержки. Наряду с традиционными отраслями в основе каждого такого проекта стимулирование местных предприятий среднего и малого бизнеса. Как правило, лёгких на инновационный подъём.

Таковы тактические решения. Стратегия – создать условия для успеха на годы вперёд, сформировав вокруг Ярославля единое экономическое пространство и соответствующую росту уровня урбанизации социальную среду. В этом и состоит суть идеи областной агломерации многопрофильных городов как основы опережающего развития региона.

– Создав агломерацию, сможем получить по сути город-миллионник, мы станем гораздо более привлекательными для инвесторов, сможем эффективнее планировать социальные затраты, – считает заместитель губернатора Игорь Елфимов. – Агломерация повысит интерес к Ярославской земле со стороны федеральной власти. Поэтому со временем люди поймут, куда и зачем мы движемся, и одобрят нашу работу.

Во всяком случае, цивилизованный мир идёт по такому пути. Городские агломерации или компактные скопления населённых пунктов, главным образом – городов, срастающихся в сложные динамичные системы с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями, есть во многих странах. Крупнейшая из них – вокруг Токио – насчитывает 35 млн. жителей. Самая значительная и наиболее удачная в условиях России – Московская, меньше примерно вдвое. За ней следуют Санкт-Петербургская (5 млн.), Самара – Тольятти, Екатеринбургская, Нижегородская и Новосибирская. Каждая из четырёх последних объединяет примерно по 2 млн. человек.

Нет причин не пополнить список отечественных агломераций ярославским именем. Тем более, если за этим последует рост качества жизни не только в столице Верхневолжья, но и соседних с областным центром городах и районах.

Кстати, после экономического и социального слияния все они останутся административно самостоятельными городскими или сельскими поселениями и не потеряют своих названий. Каждое, однако, одновременно получит импульс к «самооживлению», дополнительные возможности реализовать в рамках идеи областного правительства свой социально-экономический потенциал. А серьёзные инвестиционные вливания при строгом государственном контроле и заинтересованном содействии частных партнёров дадут муниципальным властям мощные финансовые «рычаги» для исполнения обязательств перед населением.

Со всеми удобствами

Сравним для наглядности новый глобальный проект с обычным жильём. Областная агломерация, по замыслу авторов, отнюдь не коммуналка огромных размеров. Это, скорее, удобный кондоминиум, где всё устроено с умом.

Новостройки, украсившие Ярославль к 1000-летию города, – Успенский кафедральный собор, концертно-зрелищный центр, по словам Игоря Елфимова, постепенно начнут считать «своими» как коренные ярославцы, так и рыбинцы, тутаевцы, ростовцы, земляки из Гаврилов-Яма, жители прилегающих населённых пунктов. Всё это вместе взятое – не только по географическому, но и по экономическому признаку со временем и будет единой столицей Золотого кольца, где умеют принимать гостей. В том числе – участников международных форумов или спортивных соревнований уровня предстоящего в 2018 году чемпионата мира по футболу.

Перинатальный центр, к примеру, каждая жительница агломерации вправе воспринимать как «свой» комфортный родильный дом. Одной из ярких интеллектуальных площадок станет современный университетский городок-кампус на левом берегу Волги в Ярославле. Помимо учебных корпусов там откроются библиотеки, интернет-классы, учреждения культурного досуга. Так принято в наиболее развитых странах. Не исключено появление рядом рассчитанного на агломерацию в целом делового и конгрессно-выставочного цент­ров с рекреационными зонами, аквапарком, искусственными водоёмами, где те же выпускники вузов смогут найти интересную работу, создав собственный бизнес.

Главное, чтобы хороший замысел не погубили на корню расстояния. В идеале жители любого из городов должны без проблем добираться, предположим, на работу в корпуса рыбинского «Сатурна» или, почти не тратя времени на дорогу, приехать вечером в любой ярославский театр или Дворец культуры, чтобы после спектакля успеть вернуться домой не за полночь.

Подобным образом будет действовать единый рынок труда, стабилизируются рост производства и ёмкость по­требления. На этой основе вырастет уровень жизни, укрепятся культурные связи, снизятся диспропорции в развитии территорий. Не секрет, что наиболее удалённые от област­ного центра пока отстают от тех, что поближе, хотя люди вправе жить там по тем же стандартам, что и в крупных городах области.

Стартовый этап объединения в агломерацию – это создание системы скоростного общественного транспорта, которая прочно свяжет пять соседних городов. Необходимо дополнительное автобусное сообщение с привлечением частных перевозчиков. Затем, по словам инициаторов, наступит время новых индустриальных парков, таких как «Мастер» в Тутаеве, ставшие брендовыми ярославские «Новосёлки» или подобная перспективная площадка в Ростове Великом. На очереди, кроме того, деловой центр «Ярославль-Сити»; стадион международного класса по стандартам ФИФА, он же обновлённый «Шинник». В планах третий автопешеходный мост через Волгу, а также продолжение модернизации водного и железнодорожного хозяйства, а главное – коренная рекон­струкция инфраструктуры аэропорта «Туношна» как основного драйвера агломерации.

– Октябрьский мост в Ярославле сейчас чреват транспорт­ным коллапсом, – напоминает Игорь Елфимов. – Агломерация может ещё увеличить трафик между правым и левым берегами Волги в Ярославле.

Железнодорожники уже начали движение в сторону обновления транспортной системы, отремонтировав участок от Ярославля до Александрова. Время в пути московской электричкой сократилось на час. Реконструкция взлётно-посадочной полосы в «Туношне» даст возможность активизировать воздушный грузопоток до 3 млн. тонн ежегодно, организовать регулярные авиарейсы не только в Москву и Санкт-Петербург, но и в другие ключевые города европейской части страны. Появится возможность на коммерческой основе принимать самолёты малой авиации, владельцам которых нерентабельно базироваться в дорогих столичных аэропортах. Инвестиционную ёмкость подпроекта обновления аэропорта авторы подсчитали в валюте. До 2030 года вышло почти 132 млн. евро.

Бизнес наверняка оценит комплексную заботу, привнеся на просторы Ярославской агломерации не только свежие инвестиционные ресурсы, но и современные методы управления в соответствии с лучшими международными практиками.

Денег и сил хватит

Были бы желание и воля, а средства для исполнения задуманного всегда найдутся. Даже те самые рекордные для истории ярославской экономики 300 млрд. рублей инвестиций, приток которых непременно оживит рождение областной агломерации.

Во всяком случае, по наблюдениям специалистов правительства региона, Внешэкономбанка и компании-консультанта Herbert Smith, а их авторитетные мнения звучат на заседаниях областного координационного совета по государ­ственно-частному партнёрству, деловые люди сразу сориентировались в обстановке. Уже появились компании, которые предлагают ярославской стороне долговременное сотрудничество в рамках диверсификации областной экономики. Особенно остро нуждаются в этом моногорода, которым необходимы новые «портфели ресурсов». В их «карманах» важно объединить так называемый человеческий капитал, динамику рынков, инновации и постиндустриальный тип развития производственного сектора.

Для анализа ситуации при координационном совете создана авторитетная межведомственная комиссия. Её основная задача – этап за этапом контролировать процесс создания Ярославской агломерации. Вплоть до оценки качества проектной и сметной документации и результатов экологической экспертизы.

Стоит отметить, что консолидированному областному бюджету формирование единого бизнес-пространства региона в рамках агломерации обойдётся по предпроектным расчётам в 500 млн. рублей. Основное бремя расходов приходится именно на внебюджетные источники с коммерческим интересом, включая иност­ранный капитал. Основной путь возврата внебюджетных вложений для таких структур – будущая выручка от эксплуатации построенных на их деньги объектов. Главное, чтобы каждая новостройка много лет верой и правдой служила потом всем ярославцам, где бы они ни проживали.

Что касается выгоды для казны региона, то, уверены разработчики проекта, его реализация постепенно увеличит налогооблагаемую базу по всем федеральным, областным и местным налогам.

Словом, старт дан. В унисон с предложением Президента России Дмитрия Медведева на Санкт-Петербургском экономическом форуме – о создании в Москве Столичного округа. Путём расширения Первопрестольной в сторону Московской области.

Ярославль, кстати, 400 лет назад был временной столицей государства. Так что шаг, сделанный вслед за москвичами, символичен.

Региональная стратегия предполагает продуманный подход к делу. После обсуждения в правительстве области концепция комплексного инвестиционного проекта развития Ярославской агломерации на условиях государственно-частного партнёрства обрела форму конкретного плана с указанием ответственных департаментов и этапов исполнения – вплоть до апреля 2014 года.

Проектная команда будущего города-миллионника анализирует сегодня всё, что по­влияет на качество жизни земляков: от транспортных схем до энергосетевого хозяйства, от реорганизации сфер образования и здравоохранения до обновления систем безопасности.

– Все проекты внутри агломерации нанизываются на единую нить, влияют друг на друга, – подчеркнул заместитель губернатора Игорь Елфимов. – Понимания того, как создать стойко растущую доходную базу, в полной мере мы достигнем в процессе подготовки к реализации проекта.

Важно теперь запустить его так, чтобы от прочной сцепки территорий выиграл каждый, кого затронут грядущие перемены.

По всей видимости, так и произойдёт. И это обязательно даст кумулятивный эффект развития области в целом, а также всех муниципальных территорий: от демографических плюсов до роста экономики и, соответственно, уровня жизни людей.