Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 16 ноября 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/58159/

Курение строгого режима

рубрика: Общество
Автор: Анна ЧЕРДАНЦЕВА.
Фотографии: Анна ЛУКИНА

«Курить, нельзя бросить» или «Курить нельзя, бросить», где по­ставить запятую, каждый выбирает сам. Заставить большинство сделать выбор в пользу второго варианта предполагается благодаря изменениям, которые обещают превратить российское антитабачное законодательство в одно из строжайших в мире. Суровые нормы предусматриваются в проекте закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», подготовленном Минздравсоцразвития.

 


Чтобы соответствовать конвенции

Данный законопроект был разработан в связи с присоединением РФ к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, а также для исполнения правительственного плана мероприятий по реализации концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 годы. Сегодня каждый желающий может ознакомиться и обсудить новый проект на сайте Минздравсоцразвития (www.beztabaka2011.minzdravsoc.ru). К декабрю 2011-го министер­ство рассчитывает внести документ в Госдуму.

Разработчики законопроекта предлагают стопроцентный запрет курения в общественных местах, полный запрет на рекламу табачной продукции, повышение штрафов за курение в неположенном месте. А в скором будущем сигареты вообще должны будут исчезнуть с магазинных прилавков, продавать их будут по специальному прейскуранту, да ещё и втридорога.

Столь жёсткие меры вызваны тем, что Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по потреблению табачной продукции. По данным глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (Global adult tobacco survey GATS), в России курят 60 процентов мужчин и 22 процента женщин, или 39,1 процента взрослого населения – всего 43,9 млн. человек. Ежегодно из-за болезней, вызванных курением, умирает 400 тысяч россиян. К тому же Россия присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ об ограничении курения, так что теперь надо бы соответствовать. А то у нас наоборот всё получается, численность активных курильщиков не уменьшается, а увеличивается с каждым годом. Именно по ним, по тем, кто никак не хочет бросать вредную привычку, и ударит волна грядущих изменений.

Выше цены – меньше дыма

Основной удар придётся на изменение акцизной политики: Министерство финансов предлагает повысить акцизы на табак и алкоголь до среднеевропейского уровня. Это значит, что доля акцизов в розничной цене пачки сигарет должна составить не менее 50 процентов, для этого потребуется разово повысить акцизы почти в шесть раз (на 470 процентов), что приведёт к увеличению минимальной цены пачки сигарет до 60 рублей. Но в то же время значительно вырастут и поступления в бюджет государства. В разработанных Минфином основных направлениях налоговой политики на 2011 – 2014 годы предусмотрен рост акциза на сигареты пока в 2,5 раза, до 874 руб. за 1 тыс. сигарет.

А что думают по этому поводу сами россияне? С этим вопросом ВЦИОМ обратился к гражданам РФ.

У данной идеи, впрочем, как и у любой другой, есть сторонники и противники. «За» выступают высокообразованные, обеспеченные респонденты, а также те, кто никогда не курил. «Против» повышения акцизов малообразованные, малообеспеченные россияне, а также те, кто регулярно выкуривает в день пачку сигарет или больше. Это и понятно, ведь для богатых, относительно обеспеченных семей подобное повышение некритично, а вот для бедных россиян такой скачок цен больно ударит по семейному бюджету. Ведь, как показывают данные опроса ВЦИОМ, всего лишь 23 процента курильщиков в ситуации повышения акцизов на сигареты готовы курить меньше. Отказаться от вредной привычки насовсем и того меньше – 21 процент.

А 18 процентов респондентов утверждают, что и вовсе не изменят своё потребительское поведение и будут покупать те же сигареты и в том же количестве, несмотря на выросшие цены.

Где хочу, там не курю

Новый закон пройдётся не только по кошелькам, у него в запасе ещё целый арсенал регулирующих мер.

Так, совсем скоро спокойно покурить можно будет только у себя в квартире, ведь в планах у государства – полностью запретить курение в кафе, ресторанах, ночных клубах, гостиницах, в следственных изоляторах и тюрьмах, во всех видах транспорта, а также ограничить курение в подъездах жилых домов. В документе даже прописана возможность оборудования в домах специальных зон для курения, но только с согласия собственников жилья.

Предлагается ввести полный запрет на курение табака на территориях и в помещениях образовательных и медицинских учреждений, учреждений культуры и физкультуры, в спортивных сооружениях, на рабочих местах и в рабочих зонах в закрытых помещениях. Нельзя будет курить даже у входов в вокзалы, аэропорты и станции метрополитена в радиусе 10 метров.

Правда, пока места для курения обещают временно сохранить в ресторанах, барах, кафе, ночных клубах, аэропортах и гостиницах, но при условии, что они будут располагаться в специально выделенных изолированных помещениях, оборудованных системами вентиляции.

Нет рекламы – нет соблазна

В целях сокращения спроса на табачные изделия запрещается реклама сигарет, а табачные компании лишаются права спонсировать различные мероприятия и заниматься благотворительной деятельностью. Разработчики закона настаивают на том, что даже выставленные в определённом порядке красивые пачки сами по себе являются пропагандой курения. Получается, что табачная продукция должна полностью исчезнуть из поля зрения покупателей. Кому надо, пусть читает прейскурант, который, кстати, будет предоставляться продавцом покупателям только по их просьбе. Как говорится, не видишь, не бредишь. Кстати, аналогичная мера введена только в нескольких странах, в частности в Канаде и Ирландии.

Также в законопроекте предлагается запретить «демонстрацию потребления табачных изделий во вновь создаваемых художественных фильмах, спектаклях, телепрограммах» и любую пропаганду табака в СМИ за исключением социальных роликов о вреде курения. На американцев мы равняться не будем. В США вон вообще кадры с курением вырезали из всех старых фильмов, будто никто и никогда у них сигареты даже в руках не держал. «Наш» Шерлок Холмс пока может спокойно потягивать трубку.

Не одобряет закон и так называемое «растягивание бренда», которое позволяет скрыто рекламировать товар. Например, использование формы табачного изделия, его расцветки при производстве конфет или игрушек.

Зато «прорекламируют» все минусы. Ведь сведения о вредном воздействии на окружающих табачного дыма и о вреде потребления табака предлагается включить в образовательную программу, начиная с дошкольных организаций.

Размер имеет значение

По новому законопроекту будет запрещена продажа табачных изделий в торговых точках, находящихся на расстоянии менее чем 100 метров от образовательных организаций. Им придётся отодвинуться от всех «альма-матер», дабы не затуманивать светлые умы.

Предполагается ужесточить требования и к площадям торговых точек. Теперь, чтобы спокойно и законно торговать табачной продукцией, предпринимателю необходимо будет обзавестись помещением площадью не менее 50 квадратных метров. Между тем, сейчас почти на каждой остановке стоят ларьки, где сигареты – едва ли не главный товар. И курильщики не в гипермаркеты за сигаретами ходят. Как грядущее нововведение отразится на торговле сигаретами? Мы задали этот вопрос и продавцам, и покупателям. Вот их ответы.

Ольга, предприниматель, владелица ларька:

– Люди уже привыкли ходить за сигаретами в ларёк рядом с домом, да и цены у нас всегда пониже, чем в торговых центрах. Если же этот запрет вступит в силу, то придётся поднимать цены на другую продукцию, чтобы попытаться сохранить бизнес.

Игорь, владелец мини-магазина:

– Запретят – значит, не будем торговать этой продукцией. На наших доходах это особо не отразится. У нас достаточно товаров, на которых спрос гораздо выше, чем на сигареты.

Стоявший рядом покупатель поддержал запрет на продажу сигарет в мини-магазинчиках:

– Я только «за»! У меня внук растёт, а в этих ларьках что угодно и кому угодно продадут, сам сколько раз видел. Так что кому очень надо, тот и в магазин сходит, не поленится. А ребятне неповадно будет. Может, хоть подрастающее поколение спасём…

Председатель общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Альфир Бакиров считает:

– Такие меры просто необходимы! Их нужно вводить в действие и тщательно следить за их исполнением. Никаких смертельных потерь бизнес от этого не понесёт...

Ну а как обстоят дела табачные в крупных торговых точках? За ответом мы отправились в один из супермакетов города. Кассир Елена говорит, что сигареты, конечно, покупают, но в основном это взрослые люди, а не молодёжь, которая, видимо, предпочитает ларьки. Что касается объёма продаж, то он невелик, ведь в магазин прежде всего идут за продуктами питания. К возможной продаже сигарет по прейскуранту Елена относится неодобрительно:

– У нас и так всегда много народу, а тут ещё и с этим прейс­курантом возиться. На мой взгляд, это очень неудобно как для нас, так и для покупателей. Да и что это изменит? Если человек не будет видеть пачку сигарет, он ведь не забудет про свою привычку и курить не бросит. Один плюс, что, может, подрастающее поколение хоть не будет «соблазняться».

А вот мнение Александра, курильщика со стажем:

– Что же теперь, взять и сразу всем бросить курить? Я, например, не смогу меньше курить, для меня сигарета – это то же, что для кого-то чашка кофе с утра. Не надо загонять нас в угол. Да и вообще, бороться лучше не запретами, они редко приводят к чему-то хорошему...

Но таких, как Александр, мало, и если верить статистике, то большинство россиян всё же поддерживает введение ограничительных мер, лишь 5 процентов населения готовы выйти на улицы с протестами. Что ж, может, оно и к лучшему, здоровее будем?!


Комментарии