Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 07 декабря 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/58380/

Навигатор подскажет, куда рулить водителю автобуса

рубрика: Общество
Автор: Елена ОБУХОВА
Фотографии: Анна ЛУКИНА

Система пассажирских перевозок очень сложна и по праву занимает одно из самых значимых мест в структуре всего городского хозяйства. Сейчас в этой системе происходят грандиозные изменения, узнать о которых будет интересно и полезно всем ярославцам, пользующимся городским транспортом.


Большое городское транспортное хозяйство

В Ярославле существует не только автомобильный и электрический, но и водный город­ской транспорт. Летом на теплоходе «Москва» можно доплыть от Речного вокзала до Красного маяка, до Брагина, до Вакарева и до Толгского монастыря. Но всё-таки чаще ярославцы пользуются автомобильным и электрическим городским транспортом, действующим в рамках выполнения городского муниципального заказа. Это в общей сложности 59 маршрутов. В том числе четыре трамвайных, девять троллейбусных и сорок шесть автобусных.

Возят пассажиров шесть перевозчиков: муниципальное «ПАТП № 1», акционировавшийся «Яргорэлектротранс», государственное унитарное предприятие «Ярославское АТП» и частные предприятия «Ярославская транспортная компания», «Транском-Авто» и ИП Воронин А. В.

Ежедневно на улицы Ярославля выходит 962 автобуса, троллейбуса и трамвая. Из них 357 единиц – машины особо большой вместимости.

Оперативно управляет всеми городскими перевозками и осуществляет их диспетчер­ское сопровождение муниципальное унитарное предприятие городского пассажирского транспорта «Яргортранс». Весь транспорт в режиме онлайн находится под контролем единой диспетчерской службы, которая использует автоматизированную радионавигационную систему управления.

Первый заместитель директора департамента город­ского хозяйства мэрии города Ярославля Андрей Косарев рассказывает:

– Внедрение такой системы позволило улучшить качество транспортного обслуживания пассажиров. Повысилась регулярность движения и появилась возможность оперативно координировать работу по движению городского пассажир­ского транспорта и, как след­ствие – повысилась эффективность использования транспорта. И теперь финансирование предприятий из городского бюджета идёт только за фактически выполненную работу на основании данных, подтверждённых единой диспетчерской службой контроля.

Для этого там внедрена система видеонаблюдения: на основных узлах маршрутной сети города установлены 46 видеокамер, сигнал с которых выводится в главный диспетчерский зал на специальные мониторы. Именно так контролируется конкретная работа на линиях.

В течение 2009 – 2010 годов за счёт средств организаций, выполняющих городской заказ, приобретено 160 новых приборов типа «Навигатор-07». Кроме этого предприниматели на свои деньги купили 398 навигаторов «04» и «06».

Автоматизированная радионавигационная система управления пассажирскими перевозками непрерывно контролирует нахождение транспорта на линиях и обнаруживает даже малейшие отклонения от запланированных, например, нарушений графиков движения, уходов с маршрута, отказов оборудования и т. д. Именно того, что заставляет пассажиров долго стоять на остановках в ожидании транспорта.

Расписания на остановках и в Интернете

Навигационное оборудование даёт возможность пассажирам получать информацию о ближайших отправлениях городского пассажирского транспорта в режиме реального времени с помощью сервиса в мобильных телефонах, а также на информационных табло на площади Богоявленская.

Остановки в Ярославле оборудованы указателями, для которых разработан новый дизайн и функциональное содержание: вид транспорта, интервалы движения в зависимости от временного периода, а также расписание отправлений транспорта в непиковые часы.

В сети Интернет на официальном сайте МУП ГПТ «Яргор­транс» www.yargortrans.ru размещены расписания маршрутов городского пассажирского транспорта, схемы движения маршрутов, фотографии остановок, а также их расположение на карте.

В течение следующего года транспортники планируют приобрести в каждую машину бортовые навигационно-связные терминалы, оснащённые аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Датчики топлива, видеокамеры для передачи изображений в диспетчерский центр и другие новшества дадут возможность контролировать и управлять бортовыми электронными табло, системами подсчёта пассажиров, платёжными терминалами, автоматическими объявлениями на остановках.

Купите электронный проездной билет

С 2010 года в Ярославле организована реализация электронных проездных билетов, в том числе для школьников и студентов; установлены программное обеспечение системы и оборудование пунктов продажи и их пополнения. Считывающие устройства имеют все кондукторы в транспорте, который предоставляет льготы.

На сегодняшний день реализовано уже более 52 тысяч электронных проездных билетов 28 различных видов, позволяющих пассажирам выбрать как вид транспорта – автобус, троллейбус, трамвай; так и период действия билета – проездные ежедневные или «рабочего дня». По информации МУП ГПТ «Яргортранс» в ноябре нынешнего года было пополнено 23643 электронных проездных билета, в том числе школьных – 4864; студенческих – 8126; гражданских – 10529; карт «электронный кошелёк» – 124.

В городе организовано пассажирское обслуживание федеральных и региональных льготников. Мэрия Ярославля принимает активное участие в проводимом правительством Ярославской области эксперименте по внедрению безналичной оплаты их проезда. Реализовано более 20 тысяч единых льготных проездных билетов долговременного пользования.

Безопасность перевозок

Увы, аварийность на дорогах Ярославля высокая, поэтому очень важно обеспечивать безопасность пассажирских перевозок. Для этого на предприятиях проводятся ежегодные занятия с комплексами инструктажей, конкурсы профессионального мастерства водителей.

Для обеспечения безопасности важно и то, какие автобусы работают на линиях – старые изношенные или новые. За последние годы за счёт бюджета города и собственных средств предприятиями приобретено: 183 новых автобуса,

50 троллейбусов и 35 трамваев. Частным перевозчикам чаще удаётся обновлять свой автопарк. За последнее время они выпустили на линии более 500 современных автобусов марок: Fiat, Ford, Peugeot, Hyndai, Mercedes, «Богдан», ПАЗ. Основными критериями выбора их являлись надёжность, безопасность, экологичность и комфорт.

Андрей Косарев комментирует:

– Обновление парка транспортных организаций по выполнению городского заказа остаётся актуальным и на сегодняшний день. Мэрией Ярославля предусмотрены механизмы обновления за счёт амортизационных отчислений или приобретения подвижного состава в лизинг.

Не менее важно для безопасности перевозок и совершенствование технической базы предприятий. Например, в ярославском «ПАТП № 1» введена в эксплуатацию современная линия диагностики технического состояния машин. Техосмотр проводится с помощью компьютерного оборудования. Автобусы, прошедшие такое тестирование, с уверенностью отправляются в рейс.

Накануне празднования Дня работников автомобильного транспорта на территории этого же предприятия открыта новая автозаправочная станция. Современная АЗС соответствует всем правилам экологической и промышленной безопасности, на ней стоит современное оборудование, которое измеряет количество и качество топлива, увеличилась и скорость налива.

«Золотая колесница» в Ярославле

Ярославским транспортникам есть чем гордиться. Ежегодно транспортные организации участвуют в профессиональных и территориальных конкурсах. Так, в 2011 году в номинации «Компания лидер» лучшим стало МУП ГПТ «Яргортранс», победителем городского конкурса «Руководитель года» назван его директор Анатолий Суриков.

В апреле текущего года на российской выставке «ЭлектроТранс-2011» в номинации «За сохранение и развитие городского электрического транспорта» лучшим признано ярославское предприятие ОАО «Яргорэлектротранс».

По результатам международной общественной премии транспортной отрасли «Золотая колесница», состоявшейся 12 сентября в Государственном Кремлёвском дворце, в номинации «Лидер автомобильного транспорта России» лучшим стало МУП «ПАТП № 1» города Ярославля.


Комментарии