Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 09 декабря 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/58411/

Помощь конкретному человеку всегда востребована

рубрика: Общество
Автор: Лариса ДРАЧ
Фотографии: Ирина ПИЧУГИНА

В 1991 году в соответствии с федеральным законом о занятости населения, предусматривающем проведение единой государственной политики по защите прав граждан и осуществлению мер по обеспечению государственных гарантий в сфере занятости на территории России, в Ярославской области, как и в других субъектах Федерации, был создан областной центр занятости. За эти двадцать лет он не раз менял названия, но суть департамента государ­ственной службы занятости на протяжении всех этих лет оставалась неизменной.

 


– Перед нами была поставлена задача: сформировать такую структуру, которая имела бы реальные возможности для облегчения судеб людей, потерявших работу, – говорит первый заместитель директора департамента Светлана Хобина.

Тогда при активном содействии руководства области во всех районах оперативно создавались центры занятости, для них подбирались служебные помещения. Но главное – формировалась команда грамотных специалистов, которые могли бы в короткие сроки освоить новые формы работы с незанятым населением. По словам Светланы Фёдоровны, которая включилась в решение неизбежных при становлении нового большого дела бесчисленных организационных вопросов практически с первых дней, сотрудникам центра приходилось налаживать контакты с работодателями и образовательными учреждениями, с органами законодательной и исполнительной власти, разрабатывать технологию работы с клиентами… – и всё это, как поёт группа «Машина времени», «было впервые и вновь».

Сама Светлана Фёдоровна Хобина до того, как погрузиться с головой в новое, трудное, но бесконечно интересное дело, работала в отделе кадров на «Автодизеле», была выбрана от завода в Совет народных депутатов (ставший впоследствии областной Думой). Светлана Фёдоровна признаётся, что ей очень непросто далось это решение – оставить родной и любимый по сей день заводской коллектив, в который влилась в юности по окончании автомеханического техникума, и перейти на работу в органы власти.

– Привлекло то, что эта служба ориентирована на людей, на реальную, конкретную, адресную помощь каждому отдельному человеку, – рассказывает о мотивациях своего решения Светлана Хобина.

Служба занятости была призвана помочь оставшимся без работы людям не только материально, с помощью пособия по безработице, но ещё и морально поддержать человека, помочь ему преодолеть болезненный период потери работы. Поэтому в Ярославской области, одной из первых в стране, стала развиваться психологическая служба помощи безработным – отделы профессиональной ориентации.

С первых лет своего существования Ярославский областной комитет занятости населения (такое название служба получила в 1992 году) не боялся неожиданных новаторских идей. Так, в те годы практикуется направление граждан на работу в другие регионы, где имеется потребность в кадрах, и ярославцы отправляются на лесозаготовки в Вологодскую область или на добычу золота в Якутию. В это же время набирает силу предпринимательство, и Ярославский комитет занятости, будучи на передовых рубежах, завязывает деловые контакты с АО «Союз деловых женщин», которое помогает службе занятости в создании рабочих мест для многих представительниц слабого пола в незанятых ещё нишах рынка.

У службы занятости безоблачных, беззаботных времён никогда не бывает. Как правило, люди обращаются сюда в непростых для себя жизненных ситуациях, потеряв работу. И весь накопившийся негатив на «несправедливость судьбы» обрушивается на чиновников службы занятости, как на «государевых людей», которые за всё происходящее в стране в ответе.

– Самым трудным временем лично для меня было время, когда с большими задержками выплачивалось пособие по безработице. Я никогда не забуду, как больно было смотреть в глаза оставшимся без работы женщинам в Кукобое. Фабрика тогда закрылась, в качестве отступного сотрудницы получили производственные швейные машины, а им надо было кормить детей. И нам, чиновникам, представителям власти, действительно приходилось брать удар на себя, – говорит Светлана Хобина.

Возрастающий поток клиентов, новые функции работников службы вызвали необходимость создания автоматизированного банка данных находящихся в поиске работы. В областном комитете занятости населения, в одном из первых подразделений правительства области, был создан отдел автоматизированных систем управления, в который пришли работать высококвалифицированные специалисты с университетским образованием в области прикладной математики. Так что и в области компьютеризации, новых технологий наша служба оказалась в лидерах, с удовольствием комментирует первенство своего департамента первый заместитель директора.

Нарастающие потоки клиентов требовали качественных изменений и определённых стандартов при работе с разными категориями граждан, внедрение своих, особых технологий. Тогда руководство областного комитета занятости решило создать на базе Переславского городского центра занятости «модельный» центр. Модельный – значит образцовый, на его базе шла отработка программ активной политики занятости, новых процедур и форм работы с безработными. Центр быстро стал базовой площадкой для обучения специалистов со всей области. Для скорейшего трудоустройства безработных впервые в Ярославской области был создан клуб ищущих работу.

– Наша служба занятости старалась предвосхищать события, работать на опережение. Для этого развивались связи с предприятиями по предупреждению массовых высвобождений, принимались меры по смягчению негативных последствий безработицы. Имея полномочия на выделение финансовых средств, служба содействовала сохранению старых и созданию новых рабочих мест, – рассказывает о важных этапах работы службы занятости Светлана Хобина.

В течение 1993 года, например, были заключены 33 договора, по которым была оказана финансовая помощь в создании почти тысячи новых и на сохранение четырёх с лишним тысяч старых рабочих мест.

Умение видеть на шаг вперёд позволило областному комитету занятости населения войти в число учредителей первого в Ярославской области бизнес-инкубатора. Новая инфраструктура поддержки малого бизнеса была призвана содействовать проведению государственной политики в области формирования рыночных отношений. При социально-предпринимательском центре были созданы двенадцать бизнес-инкубаторов: мини-пекарня, лечебно-оздоровительный центр, предприятие по пошиву одежды и другие. По мнению Светланы Хобиной, программа поддержки предпринимательства, в котором участвовал комитет занятости, ставила своей целью оздоровление региональной экономики, и последующие годы показали, что цель эта была достигнута.

Так постепенно, нарабатывая собственные технологии, учась у зарубежных коллег (сотрудники центров занятости Ярославской области проходили стажировку в Чехии, Словакии, Швеции, Австрии), проводя совместные научно-практические семинары, специалисты службы занятости искали свои пути быстрой и эффективной помощи тем, кто ищет работу.

В рыночных экономических условиях молодёжь оказалась одной из самых уязвимых категорий граждан, и потому неудивительно, что органы занятости взяли выпускников школ и профтехучилищ под своё крыло, оказывая помощь в обеспечении их рабочими местами. Служба занятости выступает с инициативами по временному трудо­устройству несовершеннолетних, к работе привлекаются администрации и департаменты по делам молодёжи городов и районов области – так на практике начинает действовать межведомственный подход к решению конкретной задачи.

В конце 90-х годов в связи с высоким уровнем безработицы на селе областной комитет занятости предложил правительству области ряд конкретных мер по обеспечению занятости сельского населения и инициировал выход одноимённого постановления.

– Программа сельской самозанятости, в рамках которой жители сёл и деревень Ярославской области были сориентированы на производство сельхозпродукции и получали в качестве предпринимателей ряд налоговых льгот, явилась одним из дей­ственных инструментов в борьбе с безработицей. Благодаря реализованной областной программе около трёх тысяч безработных стали предпринимателями, смогли начать своё дело, – говорит Светлана Фёдоровна Хобина.

Специалисты службы занятости находятся в постоянном поиске. Создаются клубы работодателей, организуются ярмарки вакансий, «круглые столы» с представителями кадровых служб и образовательных структур, разрабатываются межведомственные программы. Параллельно ведётся работа по созданию собственной системы управления качеством. В конце 2003 года департамент занятости населения по Ярославской области получил сертификаты соответствия менеджмента качества российским и международным стандартам.

Высокий профессионализм специалистов службы занятости позволил вовремя взять под контроль сложную ситуацию на рынке труда в период экономического кризиса. Ярославская область одной из первых в стране разработала и согласовала с правительственной комиссией Российской Федерации областную целевую программу «Обеспечение мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Ярославской области» на 2009 год, которая в первую очередь была направлена на сохранение трудового потенциала предприятий области и сохранение высококвалифицированных кадров. По мнению Светланы Хобиной, предпринятые департаментом государственной службы занятости населения меры свели негативные социально-экономические последствия кризиса к минимуму, и в Ярославской области не произошло возможных конф­ликтных ситуаций. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций дал высокую оценку деятельности ярославских органов власти, заметив, что область находится на хорошем счету с точки зрения выработки подходов к организации антикризисных мер.

Специалисты департамента госслужбы занятости населения разработали и активно реализуют региональную адресную программу дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Ярославской области на текущий, 2011-й, год.

– Наша служба, работая непосредственно с людьми, двадцать лет помогает преодолевать многие негативные ситуации на рынке труда. Мне дорога и интересна эта работа тем, что здесь видна отдача, конкретный результат. Помогли обратившемуся гражданину найти работу – результат, другой пришёл расстроенный – выслушали, поговорили, предложили разные варианты выхода из его критической, как ему кажется, ситуации, и человек ушёл от нас если не окрылённым, так, по крайней мере, успокоенным, – опять результат, – говорит Светлана Хобина. – Официально на сегодняшний день в области 13300 безработных, но фактически через нашу службу проходит больше трёхсот тысяч человек в год. Потому что содействием в трудоустройстве наши полномочия отнюдь не исчерпываются. В центрах службы занятости граждане могут получить информацию о налоговой системе, развитии предпринимательства, существующих курсах в различных учебных заведениях области, ситуации на рынке труда и многое-многое другое. Я двадцать лет работаю в этой структуре и счастлива тем, что могу, пользуясь своими компетенциями, знаниями и возможностями государ­ственного служащего, реально помогать людям.