Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 27 декабря 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/58608/

Живые реликвии

рубрика: Общество
Автор: Евгений ЕРМОЛИН, профессор ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

На Пятом канале 18 декабря сошлись в телеэфире два человека и парохода – Эдуард Успенский и Леонид Якубович. В телепроекте «В нашу гавань заходили корабли», где ж ещё? С экрана Якубович объявил, что «Гавань» и капитал-шоу «Поле чудес» – именинники: обеим программам по 20 лет. Сдаётся мне, «Поле» на Первом всё-таки появилось чуть пораньше, а «Гавань» сначала открылась на радио, – но не будем придираться. Оно и правда: Якубович и Успенский в роли ведущих – практически ровесники новой, постсоветской России. Дети революции.

 


Якубович – бильярдист и аукционист – пришёл в «Поле» в ноябре 1991 года, и с тех самых пор с ним связана главная тема телеигры – тема чудес и подарков, практически «по щучьему веленью» раздаваемых ни за что. Российский обыватель обнаружил неиссякаемую готовность получать такие подарки «на халяву». (Есть такое слово!)

Впрочем, в этом он едва ли сильно отличается от обывателя из Израиля или Португалии. Да и сама передача, число выпусков которой давно перевалило за тысячу, является русским аналогом американской программы «Wheel of fortune».

Бессменный ведущий никого не обманывает. Всем рад. Улыбается в усы, как жизнерадостный сом. Причём и усы у него – не кавказские тигрино-зловещие усы Сталина и не хищная гитлеровская щётка. Не деревенские сосули, гуцульские там или могилевские. Не пролетарская прописка. Не китайская хилая поросль. Нет, добротные, щедрые, столичные усы цивильного Деда Мороза, который уволился из сказки и подрабатывает волшебником на ТВ.

В канун этого Нового года любящие телезрители завалили народного артиста и члена партии «Единая Россия» письмами с просьбой об исполнении желаний. Например, такими (орфография авторов сохранена): «Я студентка из Санкт-Петербурга, очень бы хотела получить новый компьютер, а то старый уж совсем плохо работает! Очень надеюсь, что моё желание сбудится!» Или так ещё: «Подарите, пжл, квартиру или домик в Санкт-Петербурге. Ну, оооооочень нужно». Или менее меркантильно, Ольга из Уфы: «Я очень, ОЧЕНЬ хочу похудеть! Помогите, буду очень признательна». Ну или наконец: «Меня зовут Артур, мне 8 лет. Я хочу сказать, что верью чудеса. И верью, что Вы исполните мою мечту, подорите мне PSP, пожолуйста».

Мечты, мечты. Они не вянут.

Иначе позиционировалась «Гавань». В ней с самого начала было что-то фрондерское. Не зря ж она появилась на российском радио, где в те времена свили себе гнездо отпетые антисоветчики. Передача вписалась в тогдашнюю общую логику: раскроем глаза пошире, чтоб увидеть и теневую сторону советской эпохи. Не попадавшие в эфир при Софье Власьевне дворовые, уличные, сельские, студенческие, военные, блатные песни с нехитрыми к ним комментариями открывали жизнь с непарадной стороны. «Все они наполнены великими страстями и сопровождаются слабыми рифмами. Обычно профессиональные поэты и композиторы связаны канонами рифмовки и музыкальными законами. Наших авторов ничего не связывает, одно их волнует: передача мысли, страсти, ситуации. Поэтому в наших песнях мало правил, много чувств, смертей, оценок. Пласт культуры, которого мы коснулись, велик и сочен. В него входят не только песни, но и стихи, рифмованные мысли, поговорки, частушки. И не надо иронизировать в его адрес. Ничего народнее его нет. Все мы вышли из «Маруся отравилась», – должны говорить российские поэты, точно так же, как российские писатели вышли из «Шинели» Гоголя», – даже так писал когда-то Успенский.

Не чужд был наш ведущий и эзоповой критики режима, особенно когда волей обстоятельств оказался на оппозиционном канале НТВ/ТВ-6/ТВС. Помню, как отважно звучала в эфире песня Михаила Щербакова «Трубач» в исполнении юного Кирилла Козуба. Бывали у Успенского в гостях интересные люди: Зиновий Гердт, Ирина Муравьёва, Владимир Меньшов, Григорий Гладков... На какое-то время передача совсем выпала из эфира, что тоже не удивляет. Но теперь она снова с нами.

И всё бы ничего, но в уходящем году случились две потери. Весной умер постоянный аккомпаниатор программы, пианист-виртуоз Дмитрий Петров. А теперь, как стало ясно, ушла из студии ведущая-муза Элеонора Филина, ушла она и из жизни Успенского.

В «Прямом эфире» («Россия») бывшая супруга писателя рассказала о причинах развода. Оказалось, детский писатель, отец Чебурашки и крокодила Гены, а также кота Матроскина и пса Шарика, плохо воспитывал пасынка, был груб с ним, ну а потом вообще поднял руку на молодую супругу. И в итоге прогнал обоих из дому в Троицке и врезал новый замок в квартире на Кутузовском. Оставил им только так себе квартиру в Переделкино.

У защитников Успенского иное объяснение. Другой знаменитый детский писатель, Григорий Остер, свидетельствует: щуплый и больной старик якобы сам немало претерпел от своей дородной подруги: «Та история, когда Успенский якобы поднял на Леру руку, – это было после его тяжелейшего состояния (у писателя обнаружили рак желудка. – Авт.)... Я плохо себе представляю, как мог человек в таком состоянии избивать женщину. Эдик говорит, что просто отбивался от неё. Лера заложила дом, который хоть и на её имя записан, но является совместным имуществом. Она со своим молодым другом пыталась купить в Тынде золотой рудник».

Как-то это невероятно грустно. Тут не помогут ни волшебник Якубович, ни другой волшебник, знатный бородач Чуров.

Да, но ведь бывает и хуже. И теперь, когда уже и рыба плывёт куда-то вдаль, в «Гавани» есть место и попсе (увы!). Какое-то «Кватро», какие-то престарелые «Добры молодцы». Но есть в авторской программе Успенского и старые, надёжные кадры: Максим Кривошеев, Борис Львович, Виктор Бутаков, Александр Хегай, Юрий Бадалл, Лариса Крылова, Артур Гладышев, Геннадий Самойлов, Вадим Маншин, Алёна и Александр Косенковы, Валерий Крюков, художник Константин Мирошник. Тёплая компания. Вот только каждая песня о превратностях чувств, которая звучит с экрана, наводит на какие-то косые ассоциации.

Но все эти мутные дрязги – по ту сторону экрана. А на экране серым декабрьским днём два старичка пели хором любимые песни легендарного ведущего «Поля», хорохорились и брались за руки, чтоб не пропасть поодиночке. И думалось, думалось, что вот же целых 20 лет они, эти героические ветераны масс медиа, – посмотрите – повышают градус и утепляют атмосферу в нашей наклонившейся к северу, продутой жуткими азиатскими ветрами, холодной стране, делятся добрыми чувствами, латают душевные раны. И не так уж плохо казалось шалтай-болтаю в этих заповедниках, на «поле» Якубовича и в «гавани» Успенского. Многое кануло и многое ещё канет, а про них грех не сказать ответное доброе слово.