Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 19 января 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/58809/

Большие открытия малых чтений

рубрика: Общество
Автор: Елена ОБУХОВА

Баловские чтения, проводимые раз в два года в Пошехонье, названы так в честь знаменитого краеведа Алексея Васильевича Балова, жившего в конце XIX – начале XX века и около ста работ посвятившего изучению этого края. На этих чтениях выступают серьёзные исследователи со всей области и из других районов. А ещё в Пошехонье ежегодно проводятся малые Баловские чтения, в которых участвуют только местные школьники. Только что завершились очередные.

 


Работы юных пошехонцев, представленные на рассмотрение жюри, охватывали самые разные стороны жизни. Отличились воспитанники центра детского творчества «Эдельвейс», которые стараются найти в обыденном необычное. Андрей Новиков, например, озаботился утверждением, что человек только вредит природе. И сумел доказать обратное! Оказывается, некоторые виды человеческой деятельности очень даже полезны природе. Он взял самое простое, с чем сталкиваются пошехонцы каждое лето, – сбор грибов. Люди их собирают и продают, делают запасы на зиму. Грибов в пошехонских лесах немало. Андрей провёл эксперимент: в одном и том же месте в лесу собирал грибы каждый день. И их здесь стало вырастать в три раза больше, чем прежде! После этого он договорился с пастухом, который пасёт коров из частных подворий, и попросил его выгонять стадо в тот же лесок. Грибов сразу увеличилось вообще в десятки раз! Лесок был просто усыпан грибами, причём хорошими, белыми!

А учениц Ермаковской средней школы Наталью Колоскову и Наталию Брусникову заинтересовало эстонское кладбище, которое стоит в нескольких километрах от их села. Девочки подняли документы в районном краеведческом музее и написали историю переселения прибалтов в Пошехонский район. Ведь одним из направлений аграрной реформы Петра Столыпина в начале ХХ века стала политика переселения крестьян. За счёт этого реформатор надеялся уменьшить земельный голод в густонаселённых губерниях и заселить малолюдные земли.

Именно так близ Ермакова и появилось несколько семей эстонских крестьян. Поселились они отдельно от всех, по­строив хутора, и не очень любили местных. Считали их ленивыми и нечистоплотными. Их обычаи и традиции весьма разнились с местными. А поскольку у них была ещё и другая вера (они были протестантами), то не могли хоронить своих умерших на православном кладбище. Ближе к революции эстонцы уехали обратно, а кладбище их осталось. Школьницы переписали данные людей, которые похоронены на кладбище, и теперь намерены разыскивать их род­ственников.

Мария Савицкая и Кристина Конно из Кремнёвской школы рассказали о кусочке истории детского дома в деревне Гляденово, когда там жили дети из осаждённого Ленинграда. Описали, как привозили этих деток, еле живых от голода, и как выхаживали молоком пошехонских коровушек. Школьницы не случайно заинтересовались воспитанниками-блокадниками, старейшие сотрудники детского дома с теплотой их вспоминают до сих пор. Мария и Кристина составили список и захотели проследить жизненные пути бывших воспитанников. Увы, выяснилось, что нервные перегрузки, голод в детстве сказались на их здоровье, и мало кто из них дожил даже до сорока лет.

Все эти работы стали победителями XIV малых Балов­ских краеведческих чтений и будут представлять район на областном краеведческом конкурсе «Отечество».