Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 20 марта 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/59516/

Европейцам за нашими не угнаться

рубрика: Общество
Автор: Елена СОЛНЦЕВА, Екатерина ЕРМОЛОВА
Фотографии: Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ, Фото Елены СОЛОНДАЕВОЙ

За двенадцать лет своего существования «Бегущий город» заставил «бегать» Хельсинки, Париж, Киев, Минск, Москву, Петербург, а также десятки не столичных городов России. Ярославль принимал турнир впервые.


Опытные «бегуны» ходят медленно

Главный судья «Бегущего города» Александр Храмов отметил незначительный интерес ярославцев к турниру. Действительно, местных

команд было мало. Старт у Дворца молодёжи – главного партнёра соревнований – «оккупировали» москвичи и питерцы. Жители российских столиц, видимо, любопытнее и легче на подъём. Многие из них годами изучают практическую географию нашей Родины, не пропуская ни одного турнира.

Тем приятнее отметить, что наша газета выставила на соревнования двух участниц: меня и Катю Ермолову. Моя команда состояла из двух человек: меня и шестилетней девочки Верочки, Катина – из неё и трёх её подруг. Участие в соревнованиях хозяек города требовало документального подтверждения. Потому мы быстренько сгруппировались на ступеньках дворца, выставили в сторону судьи разноцветные бейджи с номерами команд и сфотографировались. После этого моя команда «Бубирбон» стартовала. (Бубирбон – озорное, но доброе сказочное существо, рождённое воображением маленькой девочки. Имеет много конечностей наподобие толстых верёвок, растущих из разных частей тела. Более подробного описания пока не получил.)

Опытные «бегуны» ходят медленно. В пути они наслаждаются красотами города и фотографируют достопримечательности. Наша неопытная команда, получив список контрольных пунктов, так называемую легенду, помчалась почти спортивной ходьбой. Задание первого контрольного пункта (КП) требовало от нас записи призыва на брандмауэре дома № 86 по ул. Свердлова. Брандмауэр, точнее – выразительное граффити, изображавшее старушку с метлой, мы легко нашли через 15 минут после старта. Надпись на нём гласила: «Хватит мусорить!» Это и был ответ. Пока я записывала его в маршрутный лист – основной документ участников, сдаваемый главному судье на финише, Вера, отставив в сторону ножку, воображала, что дальнейший её путь будет такой же лёгкой прогулкой.

Поначалу наши дела шли превосходно. За полтора часа мы выполнили почти все задания первой легенды. А именно, посчитали число кирпичей, «на которые опирается левая рука» статуи мужчины на ул. Кудрявцева (2 кирпича), нашли название станции между Коношей и Шожмой на площади у Ярославля-Главного (Вандыш), узнали старое название ул. Салтыкова-Щедрина (Никитская), время начала исповеди во Владимирском храме на ул. Рыбинской и прочие сведения, которые замыленный суетой глаз обычно не замечает. Мы и на гостей-то поглядывали с превосходством. Им приходилось сверяться с картами, а мы ходили наизусть. Наша самоуверенность вышла боком: мы перепутали Юбилейный парк с парком «1000-летия Ярославля» и не выполнили задание – не посчитали число кабинок на колесе обозрения.

Зато мы в полной мере насладились общением с ярославцами. Буквально на каждом шагу нас спрашивали любопытствующие:

– Что происходит в городе? Кино, что ли, снимают? Кто эти странные люди с картами и табличками? Что они делают?

Мы заверяли, что странные люди с номерами на груди – не артисты, а игроки, и объясняли суть этой стремительно набирающей популярность народной игры. В ней может участвовать каждый, независимо от пола и возраста: на дистанции, например, встречались женщины очень преклонного возраста. Главное – желание быстрее и лучше выполнить задания в своей категории, выиграть и получить приз. Категории бывают разной сложности. Для новичков типа нас – «Лев лайт». Для более продвинутых – «Лев про»: здесь некоторые КП заданы загадками. Есть особая категория для умных, где вообще все КП зашифрованы загадками. Называется «Сфинкс». Есть категория для любящих побегать – «Грифон». Грифоны, похожие на профессиональных спортсменов, временами проносились мимо нас подобно ураганам. Есть категории для передвигающихся на общественном транспорте, личных автомобилях, даже на велосипедах и роликовых коньках. Во всех категориях разная длина маршрутов, разное время старта, но у всех одно время финиша. Старт ярославских соревнований был с 8 до 12, а финиш у всех в 20.00. Потому объявление о начале регистрации на любые соревнования «Бегущего города» означает ажиотаж на сайте: народ желает «забить» как можно более раннее время старта. Ведь чем раньше старт, тем больше времени до финиша.

Где-то на восьмом километре пути Вера начала волочить ножку и демонстрировать смертельную усталость. Здесь нас обогнала Ариадна, москвичка с двумя детьми – десяти и тринадцати лет.

– Хорошо идёшь, – ободрила она Веру. – Европейским детям за тобой не угнаться!

Как выяснилось, Ариадна не жалует европейских детишек: их везде возят на машинах, в результате они «не умеют ходить» и быстро устают. Зато Ариаднины дети шли первоклассно! За плечами у них – трёхлетний опыт соревнований. А это стаж!

К первой контрольной отметке судьи на Которосльной набережной, где выдают следующую часть легенды, мы подошли с желанием сдаться. Судья Антон с возгласом «Ах, ребятёнок!» долго копался в пакете и нежно вручил Вере большую шоколадную конфету, ну а мне новую легенду. Всем взрослым участникам дарились малюсенькие леденчики. Пока я строила маршрут, Вера вгрызалась в конфетину, как ребёнок, у которого почти два часа не было маковой росинки во рту. Сладость подкрепила её силы ещё на пару-тройку километров. На оставшемся пути мы выяснили, что держит в лапе медведь работы Зураба Церетели, посчитали стрекоз на решётках дома по Волжской набережной и узнали, где спит повар «Дома актёра».

С дистанции мы сошли на речном вокзале. Судьи Василий и Анастасия шлёпнули в наш маршрутный лист печать с арабской вязью – это у них понт такой особый. За печать их даже прозвали «татарами». За порядочность они нас хвалили: теперь команду «Бубирбон» судьи не будут дожидаться на финише. В итоге мы прошли чуть больше 10 километров и выполнили 17 заданий из 32 возможных.

Вся же трасса нашей категории «Лев лайт» составила около 20 километров. «Грифоны» пробежали порядка сорока. Этими сведениями делились уже после соревнований на интернет-форуме. Там же обсуждались водители ярославских маршруток, не знающие названия улиц, по которым едут; ужасное качество ярославских дорог и местные сосульки. «Ярославль – город падающих сосулек» – написал один форумчанин. «Да, но после Дмитрова и Посада нас уже ничем не удивить» – вторил ему другой. Но в целом все сошлись во мнении, что ярославский «Бегущий город» был хоть и лёгкий, но интересный. Город-то красивый! Мы с Верой согласились с определением «интересный». А насчет лёгкий? Поднакопим силёнок да и махнём на следующий турнир куда-нибудь в Тьмутаракань.

По Ярославлю на броневике

Наша команда № 663 с многозначительным названием «Три буквы» состояла из четырёх ярославских студенток. Спортивной подготовкой мы не отличаемся, поэтому выбрали категорию «Броневики», где пришлось работать больше не ногами, а мозгами – разгадывать загадки, чтобы добраться до очередного контрольного пункта.

Поскольку мы в таких играх новички, перед стартом обратились за советом к бывалым участникам. Выяснилось, что нужно стратегически подходить к делу, сначала разработать маршрут, а потом уже двигаться в путь. Но мы решили, что у ярославцев есть преимущество перед москвичами и питерцами, и ринулись «брать город штурмом», едва получив первую легенду с заданиями. К слову сказать, она состояла почти из одних загадок и поубавила самоуверенности.

Схема прохождения трассы была безэтапной, поэтому мы сами были вольны выбирать порядок взятия контрольных пунктов. Сначала объехали центр – нашли год на фасаде дома № 20 по ул. Трефолева, записали в маршрутный лист самое длинное слово на табличке у храма Михаила Архангела и узнали, на чьи средства была построена подводная лодка, ракета от которой стоит на площади Боевой славы (оказалось, что на средства ярославской молодёжи).

Объехав за пару часов около десятка контрольных пунктов, мы двинулись на Перекоп. Вот тут началось настоящее веселье! Во-первых, сразу стало понятно, почему наша категория называлась «Броневики» – в поездке по рытвинам и ухабам не помешал бы настоящий броневик или хотя бы джип. Ну а во-вторых, мы выяснили, что такого количества улиц с одинаковыми или почти одинаковыми названиями нет нигде, кроме Перекопа. Хотя многие из них и улицами назвать было сложно. Сначала мы пытались найти дом по ул. 1-я Новостройка, чтобы перерисовать форму адресной таблички. Уже отчаявшись отыскать этот злополучный дом, мы стали предполагать, какая эта табличка может быть – круглая, прямоугольная, в виде пирамидки? К нашему удивлению, это была избушка на курьих ножках.

Кульминацией блуждания по Перекопу стал поиск КП в посёлке Творогово. Навигатор говорил, что там нет нужной нам улицы Центральной. С прибором согласилась и бабушка, сидевшая на остановке:

– У нас тут вообще улиц нет и никогда не было, одни линии. А Центральная есть только в Ивняках и Пахме.

Спросив мнения ещё нескольких аборигенов, мы всё же нашли многоэтажку по улице Центральной, но фактически бабуля оказалась права – этот дом располагался уже не в Творогове, а в Ивняках.

Можно простить эту неточность питерским организаторам, ведь им пришлось придумывать ярославскую игру, практически не зная города. Правда, ребятам помогали сотрудники Ярославского дворца молодёжи, друзья и знакомые. Да и сами они трижды приезжали к нам из северной столицы, чтобы поискать интересные места.

А для нас главная прелесть соревнований оказалась в поиске зашифрованных контрольных пунктов. Радости не было предела, когда мы, расшифровав малопонятный рисунок в виде треугольника со стрелочками, обнаружили монумент возле завода силикатного кирпича. Правда, москвичи, с которыми мы столкнулись на этом КП, радости нашей не разделили и странно косились, пока мы прыгали возле памятника.

Всех участников покорила остроумная загадка, где была зашифрована улица Автозаводская. Задание отсылало к известному ролику про «здоровенного» Язя и к исчезнувшему в пятидесятые годы ЯАЗ, от которого сейчас осталось лишь название улицы. Правда, многие участники после финиша признались, что не сразу поняли игру слов «Язь – ЯАЗ», но загадку всё равно решили.

Нашей команде удалось взять 31 контрольный пункт из 32 за семь часов, хотя мы рассчитывали уложиться часов в пять. За это время мы накатали по ярославским улицам и переулкам 123 километра и твёрдо решили, что после такого путешествия будем покорять и другие города.
















Комментарии