Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 04 апреля 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/59717/

Где на левой груди профиль Сталина?

рубрика: Общество
Автор: Инна КОПЫЛОВА

Редакция получила письмо от бывшего механизатора Ивана Васильевича Бирюкова.


По возрасту не был он участником Великой Отечественной войны, но с мальчишек работал на селе трактористом, комбайнёром. Всегда числился в передовых, и когда в ярослав­ском совхозе «Молот» выдвигали самых достойных для награждения медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», которая была учреждена Указом Президиума Верховного совета СССР 6 июня 1945 года, среди отмеченных был и Иван Бирюков.

Но медали он так и не получил. Только в 1998-м вспомнили о нём. Иван Васильевич не может теперь точно сказать: то ли на каком-то собрании ему вручили, то ли домой принесли удостоверение о награде, за которое он расписался. А медали так и не дали. Объяснили: Советский Союз развалился, и медалей уже не выпускают.

«Союз развалился, а монетный-то двор работает?» – задался резонным вопросом ветеран. Да и на копии удостоверения чётко написано: медаль вручена в 1998 году. Вот только месяц за жирной печатью не разобрать – 15 числа февраля или апреля.

Выйдя на пенсию, Иван Васильевич продолжил поиски своей медали. В сельсовете ему попеняли – сам виноват, зачем расписывался. «А в чём я виноват? Нас приучали расписываться. Вот, например, получаешь получку, сперва расписываешься, только потом получаешь деньги».

«Куда мне обратиться со своей обидой? – спрашивает у газеты ветеран. И горько шутит: ведь не подвесишь это удостоверение на мундире или костюме».

Мы попытались помочь нашему читателю.

В наградном отделе областной Думы нам объяснили, что после смерти Сталина медаль изготовлять перестали – на медали был профиль вождя, а тут как раз началась борьба с культом личности, поэтому вручали только удостоверения. Отвечала нам сотрудница отдела, которая пояснила, что сама родилась после войны, поэтому подробности этой ситуации не знает, но, начав работать в отделе, не раз встречала ветеранов, обращавшихся с тем же вопросом. Сначала их было много, теперь совсем нет. Возможно, Бирюков один из последних.

А сколько всего в области получили бумажки вместо медалей, в отделе не знали. Предположили – тысячи. А в России, в Союзе? Наверное, миллионы?