Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 10 апреля 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/59778/

Пусть город расскажет о себе

рубрика: Общество
Автор: Руслан АРМЕЕВ. Данилов.
Фотографии: Фото начала ХХ века

Хочу возвратиться к статье Вадима Свиридова «Как сделать доступным общение с прошлым» («Северный край», 16 февраля 2012 г.). Да, конечно! Город должен помнить свою историю и, не дожидаясь медлительных гидов, рассказывать всем и каждому о знаменитых людях, живших и бывавших здесь, об исторических событиях, случившихся на улицах и площадях, – рассказывать языком памятных досок.


Помню, ещё в советские времена, приехав впервые в Нижний Новгород (тогда – Горький), я поразился обилию мемориальных досок. Они отслеживали судьбу чуть ли не каждого дома! И погуляв по городу с час, я уже многое о нём знал... А сегодня, во времена туристского бума, зачем старинному городу – 1000-летнему Ярославлю – скрывать свои достоинства? Зачем молчать?!..

Особенно задели меня вот эти слова автора статьи: «Здесь уместно вспомнить и Патриарха всея Руси Тихона, причисленного к лику святых. Он наш ярославский архиерей, но какое место на Ярославской земле напрямую связано с Тихоном, нам неизвестно, хотя не может быть такого, чтобы он не оставил у нас чёткого следа...».

Поверьте мне: эти «следы» известны досконально. Откройте хотя бы текст доклада доктора исторических наук, профессора МГУ Н. С. Борисова «Святитель Тихон во главе Ярославской епархии», опубликованный в «Журнале Московской патриархии» (№ 6, 2005 г.). Ещё можете приехать к нам, в Данилов. Мы расскажем, как даниловцы и с радостью, и с почтением вспоминают поистине историческое событие: 29 сентября 1918 года Святейший Патриарх Москов­ский и всея Руси ТИХОН освятил построенный близ нашего города, на Горушке, Казанский собор Казанского женского монастыря. Совершил он в тот день и службу в городском Воскресенском соборе – в сослужении митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела. Об этом теперь напоминает мемориальная доска на стене собора.

Из Данилова Патриарх тогда вскоре вернулся в Ярославль. Город в ту пору, после жестокого подавления большевиками так называемого Ярославского белогвардейского мятежа, оставался в руинах. Многие храмы и колокольни были повреждены орудийными снарядами, были разрушены кафедральный Успенский собор на Стрелке и Демидовский лицей... Без содрогания невозможно теперь рассматривать старые фотографии тех дней, а Патриарх видел всё это воочию.

Недавно в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве вышла книга «В годину гнева Божия...», где собраны послания, слова и речи св. Патриарха Тихона. Мы с волнением листали этот сборник, надеясь найти там «Слова», сказанные в Данилове, – не нашли. Видно, эта счастливая находка ещё где-то ждёт нас. Но не прошли мимо другого Патриаршего по­слания. Через три дня после освящения нового собора в Данилове, 2 октября 1918 года, Патриарх Тихон уже был в Ярославле и обратился к богомольцам города. Та проповедь, произнесённая в одном из ярославских храмов, названа красноречиво – «Плач Иеремии». Я предлагаю редакции «Северного края» воспроизвести её текст как один из образцов мудрых и эмоциональных святительских посланий.

Но предварительно – небольшое пояснение. В своём обращении Патриарх Тихон говорил: «Те же чувства испытываю, что и Иеремия, оплакивавший разрушение Иерусалима», и часто цитировал библейскую книгу «Плач Иеремии». Ветхозаветный пророк Иеремия в 586 году до нашей эры стал свидетелем разрушения Иерусалима вавилонянами. Его «Плач» – это возвышенная и трогательная поэма, посвящённая гибели города... «Плач Иеремии» стал в 1918 году «Плачем Тихона».

Ещё Патриарх, говоря о поруганном и разрушенном Ярославле, называет его – «наш град». И неудивительно, поскольку с 1907 по 1913 год он был архиепископом Ярослав­ским и Ростовским с резиденцией на берегах Волги. Ярославцы полюбили владыку и не хотели отпускать на новое место службы в Вильно. Городская дума почтила его титулом «Почётный гражданин города Ярославля» – случай редкий в истории Русской церкви.

Ну а в ту осень 1918 года, после возвращения Патриарха Тихона в Москву, власти запретили ему покидать столицу. И памятная поездка в Данилов, Ярославль и Ростов Великий стала последним Патриаршим визитом в епархии. Дальше были следствия, допросы, тюрьмы, гонения...

Сегодня более чем странно, что в Ярославле память о великом нашем святителе и подвижнике, почётном гражданине города – по словам автора статьи – никак не отмечена...

«ПЛАЧ ИЕРЕМИИ»

Обращение св. патриарха Тихона к богомольцам г. Ярославля

«Какая житейская сладость печали бывает непричастна?» Этого грустного оттенка не чужда бывает даже чистая неземная духовная радость. Так и настоящая наша радость молитвенного общения и свидания после почти пятилетней разлуки сочетается с горечью при виде разорения, постигшего град наш. Те же чувства испытываю, что и Иеремия, оплакивавший разрушение Иерусалима.

«Как одиноко сидит город (так в оригинале. – Ред.), некогда многолюдный: он стал, как вдова! Горько плачет он ночью, и слёзы на ланитах его. Нет у него утешителя из всех любящих его. Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник, все ворота его опустели, священники его вздыхают, девицы его печальны, горько и ему самому. Отошло от дщери Сиона всё её великолепие, и вспомнил Иерусалим во дни бедствия своего и страданий своих о всех драгоценностях своих, какие были у него в прежние дни. Весь народ его вздыхает, ища хлеба, отдаёт драгоценности свои за пищу, чтоб подкрепить душу. Умерщвлённые мечом счастливее тех, которые умерли от голода. Они медленно истлевают: кожа их почернела, как печь, от жгучего голода, прилипла на костях и стала суха, как дерево. Дети просят хлеба, и никто не подаёт им, воду пьём за серебро, и дрова достаются нам за большие деньги. Воззри, Господи, на бедствие города и посмотри, как он унижен. Тяжки стоны его, и сердце его изнемогает. Все сильные его низложены, истреблены юноши, истоптаны девы, священники и старцы издыхают, разорены чертоги, разрушены укрепления, не пощажены и святилища. Это ли город, который называли совершенством красоты, радостью земли нашей? Руками всплескивают о нём проходящие и качают головою своею» (см.: Плач 1-2: 15).

Естественно спросить, за что постигла град наш такая беда и кто виновник этого? Когда пророк Иеремия оплакивал Иерусалим, то для него несомненно было, что тяжко согрешил город (см.: Плач 1:8). Оттого Господь и не пощадил его и разрушил. Но не будем спешить со словом осуждения жителей града сего. Господь осудил друзей Иова, которые причину бедствий сего праведного мужа видели в его мнимой греховности. Пусть для нас памятны будут слова Господа о галилеянах, убитых Пилатом и о 18 побитых башней Силоамской, что они не были грешнее других своих современников и что если мы сами не покаемся, то все так же погибнем (см.: Лк. 13: 1-5). Не будем искать и виновных – это делу не поможет, да и каждый из нас один более, другой менее, и все мы виновны. Пусть лучше каждый, сознав свою причастность в этом и виновность, постарается её исправить и загладить. Укрепим мышцы, стопы и колена ослабленные. Осенив себя крестным знаменем, возьмитесь за великое дело воссоздания града вашего, не отчаивайтесь от разорения его. Ведь не сразу он стал великим и красивым, таким его соделали долгие труды ваших предков и Божие благословение, почивавшее на делах рук их. Будьте же мужественны, возьмитесь за дело строительства и «все у вас любовью да бывает» (см.: 1 Кор. 16:14).

Если вражда людская разрушила город, то любовь братская может создать его ещё лучше. Се моё пламенное вам пожелание и молитва ко Господу: «Господи! Неужели Ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно» (см.: Плач 5:22). Может быть, ещё есть надежда? (см.: Плач 3:29). Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа, ибо не на век оставляет Он. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей (см.: Плач 3:26, 31-32) и по молитвам святых князей ярославских.

19 сентября (2 октября) 1918 года.