Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 13 апреля 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/59836/

Как пробить пробки на дорогах?

рубрика: Общество
Автор: Татьяна ЕГОРОВА
Фотографии: Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ

Потомки ещё будут нам завидовать. Стоит кому-то опоздать на работу – не важно кому, руководителю или рядовому сотруднику – оправдаться всегда можно: пробки. Волшебное слово срабатывает везде и всегда, потому что даже если тебе сегодня каким-то чудом повезло, то ещё несколько тысяч человек в самое золотое утреннее время уж точно промаялись в пробках.


Маемся мы в тех же проб­ках и в конце рабочего дня, и посредине, да что говорить, кажется, нет от этих пробок никакого спасения. Неужели действительно нет?

«Северный край» решил напрячь коллективную мысль. Для начала логично было обратиться к тем, кто сам за рулём.

Вячеслав: – Я живу на проспекте Машиностроителей, работаю в центре. Основная проблема – перебраться через Волгу. Если на Октябрьском мосту глухая пробка, иногда еду через Юбилейный. В первом случае по спидометру мне пять километров, во втором – двадцать, пока все повороты брагинские объедешь, так что время теряешь всё равно. Октябрьский мост в ужасном состоянии, ямы выбиты уже до арматуры. В районе школы 50, где сходятся сразу несколько дорог, всего две полосы: малейшее ДТП, и встают десятки машин.

Есть объезд через Тверицкую набережную. Но и дорога к ней, и она сама – яма на яме. Иногда говорят: привели бы эту дорогу в норму, сделали бы подъезды к мосту и со стороны школы 50, и со стороны Шевелюхи трёхполосными. А что толку? Движение по мосту всё равно двухполосное – получится там «затык». Я думаю, главное сейчас – хоть как-то оптимизировать работу Октябрьского моста. Не дожидаясь глобальных решений, заделать выбоины, наладить работу светофоров, напрячь службы ГИБДД.

Валерий: – Работаю в небольшой коммерческой фирме водителем. Если есть возможность, езжу через Юбилейный. Октябрьский – это не мост, а одно название. Сколько аварийных ситуаций на нём возникает! Сколько ям – машину жалко! И вообще он же «играет». Закрыли бы его на две недели, привели хотя бы в относительный порядок. Да, нашлись бы недовольные, но как иначе? Что касается других пробок, то я стараюсь через центр не ездить. Объезжаю его по маленьким улочкам, они хоть и узенькие, но движение там шустрее.

Итак, главная проблема – мост, считают автомобилисты. А может быть, мосты? Так ли эффективно используется новый Юбилейный мост? Полностью ли закончено строительство въездов, съездов и разного рода развязок, которые обеспечивают его полную загрузку? Лучше всего на эти вопросы ответят в ОАО «Мостоотряд-6», который его строил. Директор Александр Владимирович ТИЩЕНКО отнёсся к сомнениям газеты с пониманием:

– Юбилейный мост работает сегодня на полную мощность. Он был запроектирован как обход Ярославля, работы закончены. Цель, ради которой он строился, – разгрузить центр города от транзитного транспорта – достигнута, большегрузные машины из Вологды, из Москвы через центр Ярославля больше не идут. Что касается других автомобилей, то да, я согласен, им пользуются далеко не все, кто мог бы. Дело в менталитете. Жители предпочитают привычные маршруты, многие готовы час простоять в очереди на Октябрьский мост вместо того, чтобы проехать лишние три километра через Юбилейный. Лично я им часто пользуюсь: удобно, спокойно, комфортно в любое время суток.

Сейчас, по его словам, «Мостоотряд-6» касается Юбилейного только в плане гарантийных обязательств, да и то по мелочам, в целом же этот мост в достаточно хорошем состоянии. За последние несколько лет «Мостоотряд-6» ввёл в Ярославле пять объектов, все сданы нормально, без замечаний. К сожалению, больше пока в Ярославле заказов нет. Работают на нескольких крупных объектах в Москве, Адлере, Сочи. Будут заказы в Ярославле – готовы на любые.

Приятно такое услышать от директора. И немного обидно: организация с ярославскими корнями, базирующаяся на Ярославской земле, рада бы строить в родном городе, да пока больше нечего. Разве что дойдёт когда-то очередь до ещё одного моста через Волгу или до Карабулинской развязки – именно они, по мнению экспертов, могут кардинально решить проблему пробок, но о том и о другом пока одни разговоры с малообещающим рефреном: слишком дорого. До автомобилей с крыльями, о которых уже громко заговорили за границей, нам, похоже, тоже ещё далеко. Так что будем исходить из того, что есть.

О причинах сегодняшней ситуации и ближайших, более или менее реальных перспективах её исправления мы говорили с заместителем директора департамента архитектуры и развития территорий города Дмитрием Анатольевичем ТУРБИНЫМ. В конце концов вопросами нормализации жизни города во всех сферах занимается именно исполнительная власть.

– Сказать, что проблему пробок решит строительство ещё одного моста, уширение действующего или уширение какой-то одной улицы, было бы несерьёзно, – считает он. – Проблемой занимаются много экспертов не только в Ярославле и не только в России. Если по-крупному, то она формулируется так: что делать со столкновением городов и машин?

Самые последовательные эксперты считают: нельзя делать ставку только на один вид транспорта. В том числе только на личный автотранспорт. Да, количество его увеличивается, и очень быстро, но если сосредоточиться только на нём, бросить, например, все силы на строительство в центре парковок, то они притянут в исторический центр ещё больше машин, и только. Необходимо одновременно содействовать развитию общественного транспорта. Причём так, чтобы он мог конкурировать с личным. Развивая троллейбусное, автобусное движение, стоит, например, одновременно подумать над введением платы за парковку личных автомобилей в центре, ограничить их въезд на некоторые территории и т. д., снижая тем самым привлекательность передвижения на личном автомобиле.

Ясно, что такие непопулярные меры нельзя ввести одномоментно, признаёт он, они потребуют диалога с гражданами, терпеливого разъяснения каждой из таких мер. Со своей стороны развитие общественного транспорта требует больших вложений. Комбинация ограничительных мер для личного транспорта с параллельным улучшением общественного, – видимо, то, что нужно.

По просьбе «Северного края» Дмитрий Турбин комментирует ситуацию с мостами. Жители центральной части города и Брагина уже ощутили преимущества нового Юбилейного моста, убеждён он. Крупные транзитные автомобили здесь по улицам больше не ходят, а следуют в обход, огромная часть транзитного транспорта выведена из жилых зон. Новый мост через Которосль (автомобильная развязка) создал альтернативу въезда в центр, минуя Богоявленскую площадь. Другое дело, что он может играть гораздо более значительную роль, чем сейчас – после того как будут приняты решения по возможному ограничению въезда и выезда на Богоявленскую площадь.

– Кто должен принять такие решения?

– Они должны прорабатываться департаментом город­ского хозяйства мэрии, ГИБДД и другими ведомствами. Дело не сводится к тому, чтобы поставить тут полицейского, это большая совместная и очень непростая работа, которая опять же потребует серьёзной работы с населением. Департамент строительства мэрии и ООО «Стройинвестпроект» разработали комплексную схему организации дорожного движения. Сейчас она изучается и согласовывается в других инстанциях, после чего станет основой общего плана действий. В том числе в борьбе с пробками на дорогах. Цель всего этого – создание города, удобного для жизни. Что тем более важно сейчас, когда центр Ярославля, вошедший в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, официально признан ещё достопримечательным местом.

– Нет ли просвета с Карабулинской развязкой?

– Мы не отказываемся от планов её строительства. Значение Карабулинской развязки трудно переоценить, поскольку она даст возможность перебросить транспортные потоки из одного конца города в другой. Проблема в том, что она стоит очень дорого. Проект есть, финансирования пока нет, деньги требуются огромные.

– «Пробивает» эту развязку город или область?

– Область, конечно. Возможно, удастся использовать такой повод, как чемпионат мира по футболу.

– И снова мы ушли в сферу заоблачных мечтаний. А что мы имеем сейчас?

– Переполненные автомобилями улицы. Город тем самым косвенно субсидирует парковочные места. Это скрытые городские расходы, которые никто не покрывает.

В заключение спрашиваю Дмитрия Турбина, нельзя ли решить хотя бы какие-то сиюминутные проблемы, приводящие к пробкам, тоже сиюминутно, не дожидаясь фундаментальных изменений и крупных программ?

Можно, ответил он. Если сказать упрощённо, нужно сделать так, чтобы людям было выгоднее ездить на общественном транспорте, тогда большинство станет пользоваться личным автомобилем только от случая к случаю. Нужен баланс между тем и другим плюс координация различных видов транспорта. Всё это – вопрос местного сообщества. Главное – выйти на внятный, спокойный диалог с людьми, и тогда многие острые вопросы можно решить достаточно оперативно.

И ещё один наш собеседник – заместитель начальника отдела управления ГИБДД по Ярославской области Ирина Витальевна КУЗНЕЦОВА.

– Откуда в центре города пробки? Как же им не быть в таком городе, как наш? С его старинной планировкой, радиальным расположением узких улочек. В то же время варианты решения похожих проблем есть, они успешно используются в некоторых других старых городах, в том числе за рубежом. Например, в одни дни в центр города допускаются автомобили с чётными номерами, а в другие – с нечётными. Организованы перехватывающие стоянки – места, где автомобилисты пересаживаются на общественный транспорт. Многое делается для максимального сокращения времени при малозначительных ДТП.

Можно всё это использовать в Ярославле? Наверное, можно, хотя аспектов внедрения этих простых на первый взгляд вариантов у нас много. Создавая, например, перехватывающие стоянки, нужно быть уверенными, что людям не придётся ждать здесь своего автобуса или троллейбуса больше десяти минут. Есть такая уверенность? Пока нет, парк общественного транспорта для такой чёткой работы ещё недостаточен. С сокращением времени на малозначительных ДТП без пострадавших мы тоже боремся. Но если на крупные магистрали наши сотрудники прибывают практически мгновенно, чтобы движение возобновить быстрее, то ДТП где-то в стороне оформить быстро часто не удаётся: в результате реформы численность служб ГИБДД существенно сокращена.

Тем не менее работа по предупреждению и скорейшей ликвидации автомобильных пробок ведётся ГИБДД постоянно – в рамках полномочий, которые этот надзирающий орган имеет, подчёркивает она.

А всё, что вне этих рамок? Кто, рассуждаю я, будет примерять на нас опыт других городов и других стран? Обсуждать возможность создания перехватывающих стоянок и т. д. и т. п.? В мэрии есть подразделение, которое так и называется – департамент городского хозяйства. В ГИБДД мне назвали чиновника, с которым там имеют дело, но разговор с ним не состоялся.

Долго не могла дозвониться, дозвонилась и с удивлением услышала: «Перезвоните, пожалуйста, нашему специалисту по связям с общественностью». Вообще-то такие специалисты существуют для того, чтобы, в частности, помогать журналистам выйти на нужного человека. Все они так и работают. Но чтобы чиновник, который уже на проводе, обязан был ещё получить добро у специалиста по связям с общественностью – с такой практикой пришлось столкнуться впервые. Оставляю свой телефон, но звонка для связи так и не последовало. Может быть, в департаменте городского хозяйства борются и с автомобильными пробками подобным же многоступенчатым образом? Заторы на дорогах бывают ведь разные, в том числе бюрократические. Если так, то сокращения пробок нам всем придётся ждать ещё долго.



Комментарии