Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 17 апреля 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/59855/

Кузнечиха борется за свой дом

рубрика: Общество
Автор: Сергей МОЛОКОВ
Фотографии: Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ

В чём разница между наземным и надземным пешеходным переходом? Всего-то в одной букве, но именно она стала камнем преткновения в отношениях жителей Кузнечихинского сельского поселения с руководством ФГУ Упрдор «Холмогоры», готовящимся к реконструкции скоростной федеральной автотрассы М 8 Москва – Архангельск.


Конфликт назревал давно, с момента проектирования нового моста через Волгу и строительства дорожных развязок на обоих берегах реки. В районе Брагино у московских проектировщиков всё получилось идеально – красивая эстакада стала настоящим украшением областного центра. А вот Леснополянская развязка вызвала много споров, особенно у жителей Кузнечихи.

Ещё на стадии проектирования многие из них предлагали вариант строительства объездной 4-километровой дороги, которая проходила бы по землям трёх сельхозпредприятий, не задевая ни один населённый пункт. Однако трёхуровневый «лепесток» поставил крест на этих планах. Когда выяснилось, что дорожники готовятся к реконструкции старой трассы, жители деревни организовали инициативную группу «Мой дом – Кузнечиха», чтобы отстаивать свои интересы.

– Недавно мы совершенно случайно узнали, в каких нечеловеческих условиях окажемся, если федеральная дорога будет реконструирована, – возмущается председатель группы Евгения Овод. – К примеру, транспортная развязка на улице Нефтяников пройдёт вокруг многоэтажного дома, где проживают 185 человек, а съезд с неё затронет территорию детского сада «Солнышко».

Дорога с интенсивным движением не сулит ничего хорошего и тем жителям, чьи дома и участки расположены от неё в непосредственной близости. Согласно проекту, с обеих сторон улицы будут стоять металлические заборы, которые вряд ли спасут людей от по­стоянного шума и вредных выхлопов машин. Они поубавят и урожаи в садах-огородах, оказавшись преградой солнечным лучам.

О своих многочисленных претензиях жители Кузнечихи заявили на встрече с представителями дорожно-строительного предприятия во главе с Константином Чупровым. Сначала дорожники не проявляли желания сообща обсуждать эти проблемы. Но когда люди заговорили о том, что перекроют движение на трассе, были вынуждены согласиться.

Стороны договорились провести встречу в здании сельской администрации, однако перед самым её началом дорожники, сославшись на занятость, пригласили жителей в свой офис и прислали за гостями автобус. В итоге массовости не получилось, участниками разговора стали только члены инициативной группы и по одному представителю от каждой из шести улиц Кузнечихи. Основную проблему сельчан, которая возникнет сразу после реконструкции, назвал глава администрации сельского поселения Владимир Ермилов.

– Год назад на сходе жителей мы с вами обсуждали одни проектные решения, а сейчас выясняется, что некоторые из них идут вразрез с первоначальными планами, – заявил хозяевам Владимир Михайлович. – В частности, речь идёт о наземном светофорном переходе на улице Нефтяников. Почему вместо него планируется построить надземный?

Как объяснил Чупров, такое решение принималось на основе не пожеланий жителей, а в соответствии с действующими строительными нормами и правилами. Они не допускают установку двух однотипных переходов в пределах одного населённого пункта. А так как для верхней части Кузнечихи уже запроектирован светофорный переход с кнопкой по требованию, то он не может быть продублирован в нижней части деревни. Вот поэтому на улице Нефтяников принято решение строить надземный переход высотой не более 5 – 6 метров.

Это сообщение сразу вызвало у собравшихся массу возражений. Одни спрашивали, как будут подниматься по лестницам инвалиды и пожилые люди, других интересовало, оборудуют ли переход пандусами для детских колясок. Эмоций у выступавших было много, что вполне объяснимо. Ведь большинство деревен­ских жителей работают в городе, вечером им приходится возвращаться домой и нести тяжёлые сумки с продуктами. Перейти дорогу у автобусной остановки непросто – за сутки по холмогорской трассе в оба конца проходит свыше семи тысяч машин.

Дорожникам, среди которых был начальник юридического отдела, пришлось «отдуваться» и за себя, и за проектировщиков. Видимо, устал от неудобных вопросов и Константин Чупров, заявивший, что все недовольные вправе обратиться в суд и решать свои проблемы в законодательном порядке.

– А к кому обращаться с вопросом, почему нарушается постановление правительства, запрещающее строить и реконструировать скоростные трассы через населённые пункты? – спросил Виктор Васильевич Тамаров. – Куда делся первоначальный вариант с объездной дорогой? Сейчас в Кузнечихе проживает около пяти тысяч человек, через несколько лет население вырастет в два – три раза. По-вашему, люди должны всю жизнь мучиться с транспортным коридором посреди деревни? Ваш противозаконный проект надо срочно отменять, и вместо того чтобы тратить деньги впустую, строить окружную дорогу.

В завершение встречи было принято компромиссное решение – создать совместную рабочую группу и в ближайшее время обсудить проблему на совещании с участием главы департамента дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области. Выходит, окончательную точку в её решении еще предстоит поставить.