Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 19 апреля 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/59883/

Мосты повисли над волнами, машинами и поездами...

рубрика: Общество
Автор: Алёна КАРМАНОВА, студентка ЯГТУ
Фотографии: Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ

12 лет назад ЯГТУ начал подготовку специалистов дорожного хозяй­ства. Занятия со студентами этой специальности по дисциплине «Инженерные сооружения на автомобильных дорогах» все годы неизменно вёл и сегодня ведёт инженер-мостовик Феликс Биренбаум. Под его руководством студентка Алёна Карманова провела исследование выполнения мостовых сооружений Ярославля. И вот к каким выводам она пришла.


О дате строительства первого большого моста в Ярославле историки спорят до сих пор. По некоторым сведениям, такой мост был сооружён через реку Которосль в 1812 году – из военных соображений. Во времена правления императора Николая I мост в ходе реконструкции был значительно расширен и укреплён. В 1874 году его деревянные пролёты были заменены на однопролётную металлическую 77-метровую ферму. После этого его прозвали «американским». Городу он прослужил почти девяносто лет! «Американский» мост благополучно пережил Великую Отечественную войну, во время которой по нему двигались даже танки.

Трудно себе представить, но ещё пятьдесят лет назад переправиться через Волгу можно было лишь на пароме летом или пешком по льду зимой. А чтобы выехать из города в сторону Рыбинска, автотранспорту приходилось часами простаивать на единственном переезде через железнодорожные пути в районе моторного завода. А центр города с Коровниками и Перекопом связывал единственный узкий мост через Которосль, на котором с трудом разъезжались два автомобиля

Перемены начались в 1959 году со строительства путе­провода в районе моторного завода. В 1961 – 1962 годах была проведена реконструкция «американского» моста. Металлические конструкции были заменены на железобетонные. К 50-летию Октябрьской революции был открыт автомобильный мост через Волгу.

Сегодня в Ярославле насчитывается 34 городских, малых и больших, моста и путе­проводов. Кроме того, на территории города добросовестно «несут службу» железнодорожные путепроводы (на проспекте Фрунзе, у Московского вокзала, на улицах Большой Фёдоровской, Вспольинское поле, Советской, Полушкина роща, Шевелюха). К ним присоединился в 2010 году находящийся в региональном подчинении Юбилейный мост через Волгу с эстакадными развязками по обоим берегам.

Сгодами мост, как и человек, стареет. Срок службы автодорожных мостов – до 60 лет для железобетонных и до 70 для металлических. Но это при их нормальной эксплуатации. Большая часть ярославских мостов, построенных в 60 – 70-е годы прошлого века, сегодня эксплуатируется на пределе возможностей. Лишь половина находится в удовлетворительном состоянии и только четыре (!) в полной мере соответствуют действующим сегодня нормам по грузоподъёмности и ширине проезда. Остальные требуют ремонта, а многие – даже реконструкции, поскольку образовавшиеся дефекты и нарушения крайне отрицательно влияют на пропускную способность и условия проезда.

Важнейшим для Ярославля являлся и является, безусловно, 783-метровый Октябрьский мост через Волгу, сданный в эксплуатацию в 1966 году. Он и сегодня служит основной транспортной магистралью, соединяющей Заволжье с центром города. Этот мост был построен по новаторскому проекту Евгения Сергеевича Уланова, брата балерины Галины Улановой. По конструкции он состоит из железобетонных сборных блоков, смонтированных при помощи синтетического клея и стянутых мощными тросами. Назван мост в честь 50-летия Октябрьской революции.

Этот мост в настоящее время значительно устарел как морально (поскольку не соответствует современным требованиям по грузоподъёмности, комфортности и ширине проезда), так и физически (материал моста потерял определённую долю своей прочности), что в заметной мере снизило его пропускную способность. За время своей эксплуатации Октябрьский мост трижды ремонтировался (последний раз в 2007 году), но сегодня требует нового ремонта с заменой элементов проезжей части.

Огромное значение для транспортных связей между различными частями города играют мосты через реку Которосль.

Об «американском» мосте мы уже рассказали. В 1962 году был построен второй мост через Которосль – в районе Красного Перекопа. Его конструкция в виде монолитной железобетонной трёхпролётной консольно-балочной системы сегодня пришла в аварийное состояние. Движение по мосту ограничено по грузоподъёмности и до одной полосы по ширине моста. Сейчас готовится документация на коренную реконструкцию этого сооружения.

Большую транспортную нагрузку несёт на себе железобетонный балочный мост в створе проспекта Толбухина. Построенный в 1975 году, он был полностью реконструирован в 2008-м. После закрытия по нему трамвайного движения проезжая часть Толбухинского моста расширена до шести полос. Это позволило обеспечить по нему безопасное скоростное движение.

Строительство в 1977 – 1978 годах комплекса юго-западной окружной дороги на обходе Ярославля потребовало сооружения мостов через реки Пахма (длиной 77 метров) и Которосль (длиной 132 метра). Оба они, как и вся окружная дорога, находятся сегодня в неудовлетворительном состоянии и требуют срочного капитального ремонта.

Последним по времени – к юбилею города в 2010 году – был перекинут через реку Которосль новый трёхпролётный четырёхполосный балочный металлический мост, разгрузивший в определённой степени центральные площади города от автотранспортного потока. Но работы здесь ещё продолжаются – со вчерашнего дня мост (уже в третий раз) закрыт в связи с укреплением проезжей части.

Реки – не единственные препятствия для движения транспорта. Центральная часть Ярославля окружена магистральными железными дорогами. И чтобы выехать за их пределы, требуется пересечь многочисленные рельсовые пути. Поэтому в конце 50-х годов начали сооружаться городские путепроводы.

Первым в 1960 году был построен путепровод в районе моторного завода. Он без ремонтов прослужил 47 лет, в 2007 году был реконструирован и сегодня находится в хорошем состоянии.

С созданием окружной дороги связано строительство двух путепроводов через железнодорожные пути на улице Нефтяников и у станции Молот. Первый был введён в эксплуатацию в 1976 году. Несмотря на частичный его ремонт в 1999 году, сегодня он требует нового капитального ремонта. Второй путепровод – у станции Молот – вступил в строй в 1985 году. Проведённый в 2008 году его ремонт позволяет оценивать состояние путепровода как хорошее.

Всё большее значение для города приобретает путепровод на улице Добрынина. Введённый в эксплуатацию в 1985 году, он за 27 лет ни разу серьёзно не ремонтировался, сегодня находится в неудовлетворительном состоянии и требует капитального ремонта.

Путепровод через железнодорожные пути у станции Филино – ровесник «добрынинского». После ввода в строй Юбилейного моста значение «филинского» путепровода выросло в разы. В порядке подготовки к вводу Юбилейного моста в 2007 году был проведён и ремонт путепровода, но в результате интенсивного движения транспорта путепровод сегодня требует нового ремонта.

Особое место в архитектуре города занимают четыре мостовых сооружения-путе­провода на Волжской набережной, обеспечивающие проезд автотранспорта и проход пешеходов под проезжей частью набережной. В то же время они, воспринимаемые как одно целое, служат прекрасным архитектурным украшением речного фасада города. Все они были построены почти двести лет назад по «образцовым» (типовым) проектам того времени одновременно с созданием уникальной ярославской набережной.

Обращает на себя внимание внешне скромный путе­провод у Арсенальной башни. Его трёхпролётная кирпичная арочная конструкция ни разу капитально не ремонтировалась и сейчас находится в аварийном состоянии. Проезд автотранспорта по путепроводу в настоящее время закрыт.

Остальные путепроводы (все они имеют по две полосы движения) были реконструированы: Семёновский (длиной 56,3 м) над Красным съездом – в 1997 году, Волжский (длиной 55,8 м) над Флотским спуском – в 1995 году, над Матросским спуском (длиной 45,7 м) – в 1966 году. (Последний уже требует капитального ремонта.)

В 1959 году был построен, а в 1999-м капитально отремонтирован трёхпролётный балочный металлический путе­провод на Которосльной набережной над спуском к реке у стадиона «Спартаковец». А сам «остров-парк» получил в 1999 году оригинальный, единственный в городе мост висячей конструкции через протоку реки Которосль (длиной 161,7 м), предназначенный для пешеходов – посетителей парка.

Прокладка трамвайных путей из центра города в Дзержинский район вызвала появление в городе двух путепроводов, предназначенных исключительно для трамвайного движения. Один из них – железобетонный длиной 84,8 м – был построен в районе моторного завода в 1979 году, второй, аналогичной конструкции и длины, – в районе завода «Лакокраска» годом раньше. Сегодня первый из них нуждается в капитальном ремонте.

И наконец, в 2011 году приняли пешеходов три надземных перехода через Москов­ский проспект. Фактически это пешеходные металлические мосты шириной три и длиной 42 (однопролётный в створе улицы Кривова) и по 63 метра (двухпролётные у автовокзала и Московского вокзала).

На этом список ярославских мостов не заканчивается. Есть ещё мосты через реки Нора, Ить, Толгоболка и ряд других. Все они – неотъемлемая часть повседневной жизни города, большинство жителей, сами того не замечая, пользуются ими практически ежедневно. От состояния мостов и путепроводов зависит не только комфорт, но и безопасность сотен тысяч ярославцев. Поэтому хотелось бы пожелать новому руководству мэрии Ярославля обратить серьёзное внимание на организацию эксплуатации городских мостовых сооружений, чтобы обеспечить их надёжную работу, а также уже в ближайшие годы добиться значительного снижения числа городских мостов, находящихся в неудовлетворительном состоянии.