Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 04 мая 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/60032/

Во всём дойти до сути

рубрика: Общество
Автор: Инна КОПЫЛОВА.

Такие люди, как инженер Лев Александрович Князьков, поражают сочетанием высоких человеческих качеств: стойкостью духа, талантливостью, многогранностью своей натуры.

 


Конечно, решающий момент его судьбы пришёлся на то время, когда он был студентом политеха. Всё складывалось хорошо – Лев Князьков отлично учился, был лучшим лыжником института. Послевоенное время было тревожное, трудное. Так, кажется, зачем себе усложнять жизнь?

Но, видимо, не мог студент Князьков и ещё шестеро его товарищей ограничиваться лишь учебной программой, им надо было больше знаний о жизни, которая у них только начиналась. Создали без разрешения свыше философский кружок, углубились в труды Аристотеля, Гельвеция, Платона, Сократа, Эпикура. Они и не думали о том, что в наш век разведок всем и всё известно. Конечно, их арестовали. Показательно, что в документах об аресте Льва Князькова было указано: «...Описи имущества не проводилось ввиду отсутствия такового».

Так вот нелегко вступали они в жизнь. Но как богаты были молодым азартом, неуёмным любопытством к тому, что достигало человечество. За что и получил Лев Александрович десять лет заключения и три года поражения в правах. А дальше всё пошло так, как уже множество раз читали и слышали о судьбах гулаговцев. Всё было сделано по чёткой системе уничтожения человека в человеке. И всё-таки многие побеждали эту систему, как будто она порождала в них особую силу протеста. Среди них – и Лев Князьков.

Год его держали в одиночке. Потом семь лет в лагерях. Работал в шахтах и в «шарашке», получал навыки проектирования подземных участков. Не думал, что это когда-то пригодится, жил без надежды увидеть родных.

И всё же после смерти Сталина вернулся в родные края, пронеся через все невзгоды убеждение – теперь-то наладится нормальная жизнь, продолжится учёба в институте. А ему сообщили – документы его сожжены. Тогда он поступил на заочное отделение Московского станкостроительного института и начал работать конструктором по проектированию деревообрабатывающих станков, вскоре став ведущим конструктором. Пригодился опыт гулаговской «шарашки».

Вскоре Льву Александровичу предложили должность начальника конструкторского отдела в институте «Резинопроект». И первая его разработка – автоматическая армированная транспортная лента для Курской магнитной аномалии, которой предстояло поднимать руду с глубины до километра – он-то на шахтах ГУЛАГа отлично узнал тяжесть каждого килограмма руды.

Лента, представленная на ВДНХ, принесла автору медаль и известность.

Следующая модель Князькова – цех-автомат по производству текстильной смеси – внедрялась на многих заводах страны. Потом ещё около тридцати заводов были спроектированы Львом Князьковым и стали работать во многих регионах бывшего СССР, Польше, Чехословакии. Сам он с 1963 по 1998 год уже работал директором «Резинопроекта». Два ордена Трудового Красного Знамени, диплом лауреата премии Совета Министров СССР, звание заслуженного изобретателя СССР и заслуженного химика России – этапы трудового пути бывшего узника ГУЛАГа.

Когда в Ярославле был открыт научно-исследовательский институт «Кадастр», Лев Александрович был назначен на весьма ответственный участок природоохранной деятельности, работает главным инженером института. В его обязанностях – обеспечение экологической безопасности населения – кто не знает, что эти проблемы среди самых злободневных для всех нас.

«Кадастр» разработал проект санитарной зоны Южного куста Ярославля – это 60 предприятий, выбрасывающих за год в атмосферу тысячи тонн вредных веществ 150 наименований. И сразу же продолжение – проектирование санитарной зоны Северного куста с его промышленными гигантами-заводами – моторным, шинным, РТИ... Это тысячи контрольных замеров в год, сложнейшие расчёты экологического влияния на окружающую территорию.

Ещё одно достижение – «Кадастр» был активным участником проектирования, строительства и пуска в эксплуатацию «Комацу» – завода по строительству экскаваторов, созданного японскими инвесторами по последнему слову науки и техники. Менее двух лет потребовалось для решения этой уникальной задачи, и коллектив «Кадастра» вложил в это свой опыт и старание.

Есть и ещё один, личный вклад Льва Князькова в потенциал ярославской промышленности – его сыновья. Старший в политехническом институте готовит новые кадры для неё, младший возглавляет одно из крупнейших предприятий области.

Льву Александровичу 5 мая исполняется 85 лет. Мы желаем ему здоровья и успехов.