Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 11 мая 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/60079/

Лишь бы у вас, правнуков, всё было хорошо

рубрика: Общество
Автор: Анастасия КОЛЕСОВА.
Фотографии: Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ.

На Советской площади утром 9 Мая яблоку негде упасть. В ожидании парада самые маленькие зрители оккупировали ограду храма Ильи Пророка и даже берёзы в сквере. Военные вытянулись в струну и застыли живыми изваяниями. «Только бы дождь не пошёл!» – слышится то тут, то там.

 


«Вставай, страна огромная!..» грянуло на всю площадь – парад открыт. Первыми шагают ветераны. Медленно, но верно чеканят шаг, как много лет назад. В такт позвякивают награды. Дождь всё-таки начался, но ни один воин не открывает зонта – не по уставу это. Зрители кричат ура защитникам Родины. У многих слёзы на глазах.

Тепло поздравил ярославцев с праздником губернатор Сергей Ястребов:

– Наш гражданский и человеческий долг – постоянно поддерживать ветеранов, окружать их заботой и вниманием, дарить им тепло своих сердец. Жизнь ветеранов – это подвиг. Каждому из нас нужно учиться у людей старшего поколения любви к Родине, сплочённости, мужеству и самоотверженности во имя достижения великой цели. Спасибо вам за мирную жизнь.

С песнями военных лет промаршировали по Совет-ской площади курсанты Ярославского высшего зенитного ракетного училища, прошли колонны силовых структур и военная техника – огромные «Уралы» и миниатюрные

«уазики», основные помощники пограничников, тяжёлые тупоносые бэтээры, бронированные «Тигры» и изящные «Соболи», носящие имена Героев России, грузно проехал громадный ВАЗ-«Садко» с зенитными орудиями на прицепе.

После парада зрителей ждало театрализованное представление, в финале которого в небо взмыли белоснежные голуби. Под звуки старого граммофона молоденькие солдаты, одетые в форму военных лет, приглашали на тур вальса фронтовичек. Многие скромно отказывались. Зато закалённые воины не тушевались и сами дарили гвоздики барышням из кадетских классов.

Мальчишки и девчонки, парни и девушки, люди среднего возраста стремились по­благодарить ветеранов – дарили алые гвоздики, говорили «Спасибо вам за то, что живём!» и даже целовали как близких, родных людей.

С Раисой Николаевной Дябиной мы познакомились под проливным дождём. Она шла по улице Кирова, маленькая и элегантная, в одной руке зонтик и сумочка, в другой – охапка живых цветов. Пожилой женщине трудно справиться с ношей, зонт съезжает... Подбегаю, чтобы помочь, и протягиваю свой букетик. На меня смотрят глаза человека, много раз видевшего смерть, но какие это глаза – ясные и чистые, лучащиеся теплом и добротой.

– О... Это для меня?! Если вы дарите мне цветы, выходит, я это заслужила... – голос её нежный и мелодичный. – Знаете, а ведь я ушла на войну, едва прозвенел последний звонок.

Ни промозглая сырость, ни холодный порывистый ветер не мешали нашей беседе. Мы будто перенеслись в предвоенную Москву, когда Раиса Николаевна, тогда просто Рая, заканчивала десятилетку.

– Однажды к нам в школу пришёл военный, высокий, подтянутый, в гимнастёрке, он стал вести военную подготовку. Даже мы, девочки, научились разбирать и собирать винтовку. Потом – курсы медсестёр. И война. Меня направили в госпиталь. Тогда я надела своё самое лучшее шерстяное платье. Боялась, что даже летними ночами буду мёрзнуть, и ещё думала, что война закончится зимой и я вернусь в мирную жизнь в красивом платье.

Но тяжёлые дни только наступили. Рая спала по два часа в сутки. Перевязочного материала не хватало – повязки снимали с раненых, стирали и снова использовали. Потом месяцы сражений за Москву и сорокаградусные морозы, медсёстры спали на снегу, их волосы примерзали к насту. Но один случай Раиса Николаевна запомнит на всю жизнь – как первый раз сдала кровь.

– Поступила партия раненых, а крови на всех не хватало. У меня была 1-я группа, универсальная. Тогда наш главный врач Исаев вызвал меня к себе и сказал: «Раздевайся!» – Раиса Николаевна смеётся как девушка. – А я даже и не целовалась, а тут – так грубо. Я пыталась отпираться, но доктор схватил скальпель и разрезал рукав моего един­ственного платья – некогда было что-то объяснять, нужно было спасать жизни.

Но даже в те страшные дни находилось место и забавным моментам.

– Среди раненых было много жителей среднеазиатских республик, им всегда было очень холодно, и они просили меня: «Сестричка, халятину! Сестричка, халятину!», одеяло то есть, – улыбаясь, неспешно рассказывает Раиса Николаевна.

На войне Рая встретила и своего будущего мужа, с Владимиром Степановичем поженились в 1942 году и никогда не расставались. Сейчас супругу Раисы Николаевны предстоит серьёзная операция, но женщина не отчаивается:

– Мы войну прошли, пройдём и это... Лишь бы у вас, пра­внуков, всё было хорошо. Ах, простите, я вам столько всего наговорила, – извиняется сестричка-фронтовичка, пожимает мне руку на прощание и тает в дожде. Нет, Раиса Николаевна, это вам спасибо. За всё.

 




Комментарии