Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 29 июня 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/60612/

Закон о пиве вступает в силу

рубрика: Общество
Автор: Георгий КОЛЧИН.
Фотографии: Фото Анны ЛУКИНОЙ.

1 июля в России вступают в силу отдельные положения федерального закона, приравнивающие пиво к алкогольной продукции и ограничивающие время и место продажи этого популярного хмельного напитка.

 


Сам закон (ФЗ № 218) Госдума приняла ещё в прошлом году. Однако некоторые его пункты в силу начинают вступать только сейчас. В частности, с 1 июля пивом будет запрещено торговать в ларьках и палатках, а также рядом со школами, больницами и спортплощадками. Продавать его будут в «стационарных» магазинах. В законе для них прописаны требования, одно из которых – обязательное наличие кассового аппарата.

Кроме того, с 1 июля пиво запретят пить в парках, на рынках, вокзалах, в аэропортах, общественном транспорте и других местах массового скопления людей. При этом бумажные пакеты, в которые сегодня заворачивают бутылки, отныне от административной ответственности не спасут. У любителей этого напитка возникнет вопрос: где ж тогда пить-то? Отвечаем: употреблять пиво можно только дома, в кафе или ресторанах.

В январе 2013 года в силу вступит ещё ряд ограничений, прописанных в законе. Пиво крепче семи градусов разрешат продавать только в таре объёмом 0,33 литра. Полностью будет запрещена реклама хмельного напитка на радио, телевидении и в молодёжных изданиях. Кроме того, реклама пива уйдёт с первой и последней полос газет и журналов. Не будет её и в общественном транспорте. Запретят торговать пивом с 23 часов вечера до 8 утра.

Необходимость такого закона вроде бы очевидна. Сегодня люди под хмельком, вальяжно разгуливающие по улице с бутылками и банками в руках или потягивающие пивко прямо в транспорте, раздражают многих. От одного такого пострадала недавно моя знакомая. Рано утром ехала в маршрутке на работу. Напротив сел парень с открытым «Клинским». Водитель резко затормозил – парнишка полетел прямо на соседку, опрокинув бутылку на белоснежное платье. В итоге испорченное настроение и сотни рублей, потраченные на химчистку. И это самый безобидный пример о вреде пива. Куда печальнее картина – толпа людей, пришедшая в наркологическую клинику лечиться от алкоголизма.

– Хорошо, что такой закон вступает в силу. С другой стороны, у нас много законов принимают, но работают не все. Запретили, к примеру, употреблять алкоголь в общественных местах – так люди стали убирать бутылки в бумажные пакеты и так же спокойно гуляют с ними по набережной. Полицейские им никаких штрафов не выписывают – будто они в эти пакеты сок убирают, – говорит заведующий амбулаторным отделением Ярославской областной клиниче­ской наркологической поликлиники Михаил Черноморский.

Закон должен значительно облегчить работу полицейским, считает начальник отдела информации управления внутренних дел по Ярославской области Александр Шиханов:

– Ларьки, где продают пиво, – источник повышенной криминогенной опасности: возле них нередко случаются драки и грабежи. Особенно подвержены вредному влиянию пива дети и подростки. Чем меньше будет ларьков, торгующих пивом, тем меньше будет преступлений, в том числе совершённых несовершеннолетними.

Если полицейские и наркологи обеими руками за новый закон, то производители пива одобряют его не полностью.

– Мы поддерживаем часть мер властей, направленных на борьбу с алкоголизмом. Однако что касается ограничений рекламы пива, то тут есть недоработки. Ни в одной стране мира не было доказано, что реклама ведёт к увеличению масштабов злоупотребления алкоголем. Реклама только помогает потребителям сделать выбор в пользу того или иного бренда. Подобные запретительные меры должны были предварительно обсуждаться с производителями, представителями СМИ и рекламной индустрии. Тем не менее мы прилагаем все усилия, чтобы потребление пива было ответственным, цивилизованным, надеемся, что постепенно потребители станут больше ориентированы на потребление пива в комфортной обстановке ресторанов, баров, кафе, – рассказывает менеджер по связям с общественностью филиала «Балтика-Ярославль» Евгений Антонов.

Некоторые ярославцы скептически относятся к этому закону.

– Думаю, что ни к чему он не приведёт, разве что некоторые ларьки закроются вскоре – что, конечно, к лучшему. Но будут продолжать пить, как и пили. Контролировать подъезды, лестничные клетки, парки и прочее некому. Запреты никогда не приводили ни к чему хорошему, поэтому этот закон – очередная недоработанная инициатива депутатов. Не тем занимаются, – говорит житель Ярославля Александр.

– Ой, я счастлива, что ввели этот закон! Тошнит от охмелевших лиц с бутылками. Однако проблема алкоголизма всё равно не будет исчерпана. Ларьки закроются, а алкоголь начнут покупать у нелегальных продавцов, – считает Элла Юзбекова.

Контролировать исполнение закона будут полиция и департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области.

– В 2011 году в мэрии города Ярославля было проведено 9 совещаний, на которых предпринимателям и руководителям торговых предприятий разъясняли нормы этого закона. До 1 января 2013 года ларьки смогут торговать пивом, крепость которого не больше пяти градусов, – разъясняет заместитель начальника отдела торговли управления развития потребительского рынка, предпринимательства и туризма мэрии Светлана Ковалькова.

А вот владельцам привокзальных и рыночных ларьков бутылки с полок придётся убрать уже в июле. Нельзя будет продавать пиво и на остановочных комплексах.

Споры вокруг этого закона идут давно. Одни считают запретительные меры необходимыми, другие – неэффективными и даже опасными. Смогут ли власти добиться улучшения ситуации, и не грозит ли стране повторение горбачёвской реформы с её «сухим» законом? Поживём – увидим.

 


Комментарии