Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 04 июля 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/60640/

Школа юнкоров: мы - за гласность!

рубрика: Общество
Автор: Записал Олег ЛИСИЦИН. «Юность», 2 октября 1986 г.
Фотографии: Фото из архива Юрия БАРЫШЕВА.

С приходом к власти Горбачёва эпоха так называемого «застоя» в середине 80-х годов прошлого столетия сменяется периодом «перестройки и гласности».


 Появилась открытость суждений не только в верхних эшелонах власти, но и в общественно-политической жизни советских людей, молодёжи. Благодаря стараниям энтузиастов начали открываться «белые» пятна истории. Юнкоры школы юных журналистов, 30-летний юбилей которой будет отмечаться 26 октября нынешнего года в Ярославском городском Центре внешкольной работы, вплотную занялись поисково-краеведческой деятельностью. В первую очередь исследованиями об историческом автопоходе ярославцев на первых в мире шинах из искусственного каучука в 30-е годы, о завязавшихся во время его дружеских связях наших земляков с известным советским писателем Н. А. Островским.

Мне дорог Павка... - говорит Василий Лановой

Письма, магнитофонные ленты, записи воспоминаний... У ярославских юнкоров, ведущих поисковую работу о связи Н. А. Островского с нашим краем, собрана интересная коллекция.

Ярославцам довелось участвовать в открытии клуба «Корчагинец» при музее Николая Островского в Москве. Встречи с людьми корчагинской судьбы, литераторами, музыкантами, артистами, которые пришли на заседание клуба, оставили неизгладимый след в памяти. Запись выступления народного артиста СССР Василия Ланового, исполнителя главной роли в фильме «Павел Корчагин», обращённого к молодёжи, сделана нашим юнкором специально для газеты «Юность».

«Каждая эпоха нуждается в своих героях, примерах для подражания. Я думаю, что Николай Островский, Павка Корчагин и роман «Как закалялась сталь» - роман с великой судьбой - являются символами нашей социалистической эпохи.

Трижды экранизировался роман «Как закалялась сталь». Я думаю, что это не случайно. Каждое новое поколение будет нуждаться в том, чтобы сопоставить свои взгляды на сегодняшний день с тем нравственным камертоном, каким явилась жизнь Николая Островского. Первая экранизация делалась во время войны М. Донским. И в основу сценария был положен боевой подвиг Павки. Наша экранизация делалась Аловым и Наумовым в 1956 - 1957 годах, когда страна осваивала Север, поднимала целину. В основу легло строительство узкоколейки Боярка, трудовой подвиг Корчагина. Спустя 15 или 20 лет была сделана попытка общего осмысления романа в шести сериях.

Я должен сказать, что каждому поколению дорог свой Павка. Меня часто спрашивают: «Как вы считаете, кто лучше сыграл, вы или Конкин?» Мы сыграли оба неплохо. Больше того, и первый Павка был замечательно хорош и нужен своему времени: отвечал на боли того дня, и это было главным. Я думаю, что каждое поколение не «променяет» своего Павку на другого.

Для меня Павка за 32 года работы в кинематографе был первым гражданским университетом. Я сам прошёл войну мальчишкой, был почти четыре года в немецкой оккупации на Украине. Помню, как мы первый раз прочитали этот роман. Мы читали его в селе, переполненном фашистами. Наш учитель закрыл ножкой стула дверь, достал потрёпанную книгу на украинском языке «Як гартувалася сталь» и прочёл: «Хто из вас, хлопцив, вчора прыходыв до мэнэ пэрэсдать уроки...»

Именно за закрытой дверью, в окружении немцев мы впервые познакомились с этим романом, причём учитель сказал нам: «Если кто-нибудь на селе узнает, что я вам читал, я буду повешен, как были повещены за неделю до этого четыре комсомольца». Они были повешены, им едва исполнилось по 15 - 16 лет. Это уже не слова, это фашистская действительность. Знакомство с романом произвело на нас удивительное впечатление, и, когда мне предложили в 1956 году попробоваться на роль Павки, я принял это как должное, потому что он не был для меня литературным персонажем, он был хорошо знакомым с детства человеком.

Однажды я получил письмо школьницы лет двенадцати. Девочка писала по трафарету, как писал Н. Островский: «Я ослепла три года назад, не видела ваших фильмов. Все говорят, какой Павка. Папа повёл меня в кинотеатр, и я услышала ваш голос, и мне очень понравился Павка по голосу. Трудно представить, что до конца жизни ничего не увидишь, но ваш голос и Павка меня поддержали. И вот весной через полгода папа мне обещал, что отвезёт меня в Одессу в институт Филатова, где мне будут делать операцию».

Тут же вечером написал письмо, хотелось, чтобы оно помогло дальше жить. Прошло полгода, я получил короткую записку: «Милый Василий Семёнович! Милый мой Павка! Лежу в Одессе в Филатовской клинике. Завтра операция, очень трушу. Помоги мне, пожалуйста, я всё выдержу! Только помоги мне сегодня, говори и думай обо мне этой ночью. Завтра в девять утра меня оперируют».

Я всю ночь не спал. Через два дня я получаю от неё телеграмму: «Милый Павка! Я вижу, вижу, вижу! Спасибо тебе!»