Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 04 июля 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/60652/

Вступление страны в ВТО приведёт к катастрофе

рубрика: Общество
Автор: Николай БИКУЛОВ.
Фотографии: Фото Анны ЛУКИНОЙ.

Что же происходит сейчас в сельхозпредприятии «Пахма»? Как ему удаётся удержаться на плаву? Кто составляет его рабочую основу? Каково состояние экономики сельскохозяйственного производства в России и Ярославской области? Об этом мы говорили с руководителем «Пахмы» Сергеем Дмитриевичем Ивановым.

 


В телятнике мы встретили скотника Дмитрия Баранова.

– Вот уж семь лет тружусь здесь. А прежде работал в Даниловском районе в колхозе «Красный Перекоп», – рассказывает он о себе.

– Что за причины подвигли к перемене мест? – интересуемся.

– Так ведь развалилось там всё! Недавно навещал родные края – прогулялся по полям... По бывшим полям. Всё лесом заросло.

Наш «экскурсовод» по производственным объектам агрофирмы, главный агроном Евгений Арнгольд подтвердил:

– Такие вот переселенцы – золотой фонд «Пахмы». Когда где-то в глубинке рушится очередное сельхозпредприятие, его работники начинают искать другое применение своим силам. Иногда вот перебираются поближе к областному центру, где сельхозпроизводство ещё не окончательно зачахло. Они умеют и хотят работать. Только вот радость от прихода таких рабочих сомнительная – разве можно радоваться, что где-то дела совсем плохи?..

А что же местная молодёжь, почему она не идёт работать на село? Ответ на этот вопрос мы получили по соседству, на поле. Там уже поспела ранняя капуста и вовсю шла её уборка и упаковка в сетки, в которых она поступит в продажу. Эту ответственную работу доверили четырём выпускникам Ивняковской школы. Дима Куличкин, Коля Кузнецов, Игорь Градусов и Илья Бухарин ненадолго отвлеклись от процесса:

– Нет, работать постоянно мы здесь не хотим! Вот только до начала вступительных экзаменов...

Ребята намерены поступать в ярославские техникумы. Кого-то привлекают такие традиционно популярные специальности, как финансы, экономика и торговля, кто-то увлечён современными компьютерными технологиями... Жить в Ивняках и учиться, а потом работать в городе? Но это, по мнению мальчишек, лучше, чем оставаться в аграрной сфере.

Маленькое отступление. Директор «Пахмы» Сергей Иванов, когда мы с ним разговаривали в его кабинете, отметил, что точно так же думают и выпускники Ярославской сельхозакадемии: 95 процентов их не идут работать на сельхоз­предприятие.

Чуть впереди мальчишек на поле шла группа женщин постарше. Они обрывали зелёные листья с кочанов капусты и готовили их к срубке. Две самые молодые женщины ещё несколько лет назад тоже были не прочь «навострить лыжи». Но поначалу как-то не получилось, потом вышли замуж, родили детей, и оказалось, только работая в «Пахме», они смогут иметь надёжную социальную защищённость.

– Только бы зарплату повыше, что там эти восемь тысяч в месяц, которые мы сейчас получаем?..

Разговор о зарплате стал неотъемлемой частью нашей беседы с Сергеем Ивановым об общем состоянии экономики сельскохозяйственного производства в России, в Ярославской области и в «Пахме».

– Механизаторы у нас получают до 30 – 35 тысяч. А есть один ветеран, который в сезон работает почти без выходных, и качество у него всегда идеальное – так он и вдвое больше зарабатывает.

Механизаторы – это основа сельскохозяйственного производства. Им платить меньше, чем они могут получить практически по соседству, в городе, нельзя – убегут! Полеводы, зарабатывающие летом по восемь тысяч, в городе смогут найти лишь вдвое меньшую зарплату...

Но не надо считать Сергея Иванова «кулаком-мироедом», выжимающим все соки из работников.

– Ко мне приходят люди, говорят: Сергей Дмитриевич, ведь совсем маленькая зар­плата! Надо бы повысить... Что я им могу ответить? – рассказывает он. – Показываю те же экономические выкладки, что и вам. Объясняю, что если я выведу деньги, например, из строительства нового жилья, то через несколько лет у нас просто некому станет работать, и тогда вообще никакой зарплаты ни у кого не будет. Но почему этим должен заниматься я? Почему государство наше Российское устранилось от решения проблем, которые напрямую связаны с решением главной стратегической задачи государственной власти – обеспечением продоволь­ственной безопасности страны?! Более того, нынешние власти целенаправленно ведут страну к катастрофе – взять то же вступление страны во Всемирную торговую организацию (ВТО), – считает Сергей Дмитриевич.

В общих чертах позиция Сергея Иванова такова. Подъёму сельского хозяйства наши власти – и федеральные, и региональные – должны поучиться у белорусского «батьки» Александра Лукашенко, который заявил своим сельхозруководителям следующее: «Ваше дело – обеспечить сев и уборку на полях, кормление и доение скотины. А уж сделать так, чтобы у вас хватало рабочей силы, чтобы жизнь на селе для людей была привлекательна – это забота моя и всей государственной власти». И в Белоруссии на бюджетные деньги строятся аграрные городки, где жильё обеспечено всеми современными удобствами – от воды и канализации до проводного телевидения и Интернета. Строятся дороги. И квартплата в Белоруссии на селе ниже, чем в России.

А в Ивняках за «двушку» со всеми удобствами приходится платить чуть не в полтора раза больше, чем в Ярославле. Но если ещё строить на выводимые из производственного оборота деньги жильё и подводить к нему коммуникации «Пахма» может, то тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг устанавливают местные власти...

Вот и получается, что в самом успешном в области Яро­славском районе в сельском хозяйстве ещё 10 лет назад работали 24 тысячи человек, а сейчас – чуть больше трёх с половиной тысяч.

Приехав в «Пахму», прежде славившуюся своим отборным породистым молочным стадом и супервысокими годовыми надоями (в конце 90-х они стремились к 10 тысячам килограммов на одну корову), мы поинтересовались нынешним состоянием дел в животноводстве. Ответ Иванова удивил:

– В последние годы мы надаивали в среднем по 6900 кг, но в нынешнем постараемся сделать не больше 6500...

Мы потребовали разъяснений. Оказывается, если корова слишком много даёт молока, то она быстрее, можно так сказать, стареет и уже через несколько лактаций начинает давать молока заметно меньше и худшего качества. Её раньше приходится выбраковывать, менять на новую. Поэтому требуется увеличение поголовья молодняка, стало быть, и расходов на него. А второе объяснение – это дотации из областного бюджета по линии департамента АПК. Оказывается, хозяйства получают их пропорционально поголовью имеющегося у них дойного стада. И сельхозпредприятие, имеющее 100 коров с «козьим» надоем 2000 кг в год от каждой коровы, получит из бюджета вдвое большую поддержку, чем то, у которого 50 коров, дающих, скажем, по 6 тысяч килограммов. Это, по мнению Иванова, абсурд. Гораздо логичней давать дотации пропорционально валовому производству. В этом случае второе хозяйство меньше бы тратилось на корма и в полтора раза больше получило бы из бюджета.

– Хорошо, но ведь недополученную из бюджета помощь вы могли бы компенсировать выручкой на рынке, продав это молоко потребителю, – пытаемся уточнить.

– Не всё так просто! Молоко и молочную продукцию, разлитые в нашем молокоперерабатывающем цехе (он у «Пахмы» очень давно), крупные торговые сети не берут. Они требуют всевозможных скидок, «бонусов», снижающих закупочную цену порой ниже себестоимости. Магазины поменьше – берут, но заламывают такую цену, что не каждому покупателю она по карману. Торговая наценка составляет до половины цены товара. Почему региональные власти не могут потребовать от торговцев сделать фиксированной и невысокой торговую наценку на продукцию местного производителя? – спрашивает Сергей Иванов. – Мы неоднократно обращались с таким требованием – без-ре-зуль-тат-но! У «Пахмы» были свои маленькие торговые точки на рынках города... Теперь нас вытесняют и оттуда! Закрыли якобы на реконструкцию рынок в Крестах. Готовятся закрыть Центральный рынок. Кому на пользу такие действия городских властей? Ясно, что местным мелким производителям жить всё трудней, и всё вольготней начинают себя чувствовать крупные поставщики из Москвы, которые, кстати сказать, давно принадлежат иностранным фирмам. На Западе, между прочим, сельское хозяйство поддерживается государством и дотируется – не сравнить с той помощью, что оказывается нашим государством... Вот, скажем, государство субсидирует нам две трети банковского кредита. Но ведь одну треть нам всё равно приходится платить, а это – не меньше 4 процентов годовых. В Европе же полный размер платежей по кредиту не превышает полутора-двух процентов, в Штатах – одного процента, в Японии селянам дают просто беспроцентные кредиты.

Если Россия вступит в ВТО, то дотируемая иностранными государствами, а потому дешёвая на первых порах сельскохозяйственная продукция заполнит наши прилавки. Местные сельхозпроизводители, которым государство никакой реальной помощи давно не оказывает, быстро разорятся, – считает Сергей Дмитриевич. – Думаете, после этого иностранные власти продолжат дотировать те товары, что идут на российский рынок? Очень им это надо! Сразу поднимут цены до экономически (и уж, конечно, политически) целесообразных уровней.

Но на столь пессимистической ноте Иванов не стал завершать наш разговор:

– Мы ещё поборемся! По­одиночке нас, как видно, власти не слышат. Сейчас мы создаём ассоциацию сельхозтоваропроизводителей и работодателей Ярославской области. Несколько десятков хозяйств уже вступило в неё. Меня избрали председателем. Мы заставим слышать нас.