Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 05 июля 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/60659/

Транспорт для пассажиров или пассажиры для транспорта?

рубрика: Общество
Автор: Феликс БИРЕНБАУМ, человек, вынужденный передвигаться по Ярославлю на трёх «ногах», чиновник регионального уровня с почти 40-летним стажем.
Фотографии: Фото Анны ЛУКИНОЙ.

В последнее время региональные и ярославские городские депутаты, а с ними и соответствующие чиновники ведут весьма энергичные дебаты по вопросу, как и в какой мере помочь финансами «бедным» транспортникам. И это, надо понимать, за счёт ярославцев, тех самых, которые не имеют возможности пользоваться служебным транспортом из бюджетного гаража, в значительной мере расширившего свои возможности за последние десятилетия. Тех самых простых граждан, многие из которых из-за своих физических недостатков с большим трудом передвигаются по улицам, чаще всего призывая себе в помощь третью или даже четвёртую искусственную «ногу».


Создаётся впечатление, что наши власти считают лишним в своей деятельности обращать внимание на качество услуг, оказываемых пассажирам городского транспорта, их соответствие действующим нормам и правилам. Наши власти, похоже, не интересует, какую «заботу» оказывают транспортники своим пассажирам.

А изучить и обсудить этот вопрос есть, по моему мнению, острая необходимость. Об этом «Северный край» писал ещё три года назад («Правила есть – кто их выполнит?» – за 27 июня 2009 года; «Кто позаботится о пассажирах» – за 5 марта 2010 года). За прошедшие годы в городе принципиально ничего не изменилось, и сегодня приходится возвращаться к проблеме, делающей наш древний город в этом вопросе чуть ли не исключительным среди российских городов.

В названных газетных материалах речь шла о том, что водители ярославского городского пассажирского транспорта вольно трактуют правила высадки и посадки пассажиров. Чаще всего автобусы и троллейбусы останавливаются вдали от бордюра, высаживая людей на проезжую часть (от этого высота ступеньки увеличивается примерно на 17 – 20 сантиметров), иногда на значительном расстоянии от обозначенного соответствующими табличками места. Для того чтобы попасть в автобус или троллейбус, требуется подтянуться на руках (ну чем не бесплатный «тренажёр»), что людям с ослабленным здоровьем не всегда по силам. И приходится нередко наблюдать, как сердобольные пассажиры буквально втаскивают по ступенькам автобуса или троллейбуса людей с больными ногами или помогают им спуститься с немалой высоты подножки на проезжую часть при выходе. И всё это происходит под равнодушными взглядами водителей.

В городе много примеров, когда таблички с указанием мест посадки-высадки пассажиров располагаются не в положенных местах, дезориентируя и водителей, и пассажиров. Следует добавить, что большое число остановочных пунктов пассажирского транспорта не соответствуют действующим нормам, да и содержание их как в летнее, так и в зимнее время оставляет желать лучшего. Прежде всего это касается состояния полосы асфальта, непосредственно примыкающей к месту остановки.

Вызывает удивление и тот факт, что нарушения правил посадки и высадки пассажиров часто происходят буквально на глазах инспекторов ГИББД. Не видно и роли транспортной инспекции в этом вопросе.

Непонятна в сложившейся ситуации позиция руководителей и соответствующих чиновников мэрии. Их, видимо, мало волнует функционирование на улицах города названных выше «тренажёров». Я пишу об этом не для того, чтобы покритиковать «бывших» (это напрасный труд), а чтобы обратить внимание на актуальную для тысяч ярославцев проблему тех руководителей и чиновников, которые только пришли на службу в мэрию.

Недавно принято решение поднять оплату за проезд на пассажирском транспорте. Не логичнее ли было бы поставить вопрос не об увеличении платы, а о её снижении до тех пор, пока руководители транспортных организаций не наведут должного порядка в функционировании пассажирского транспорта Ярославля?

Написал я эту статью и задумался, сколько времени потребуется для того, чтобы город Ярославль вернулся в доперестроечные времена, когда на городском пассажирском транспорте уважали и правила перевозки пассажиров, и самих пассажиров. Городские власти и контролирующие органы считали своим долгом обеспечивать выполнение в полном объёме действующих норм и правил, а также своевременное реагирование на замечания простых граждан, в том числе изложенные в газетах, на радио и телевидении.

Выражу надежду, что данная статья вызовет отклики не только простых ярославцев, но и чиновников мэрии. Хотелось бы пожелать последним прервать наконец более чем десятилетнее молчание и довести до сведения газеты, а через неё – до читателей своё мнение по изложенной здесь проблеме. Может быть, при этом будут названы сроки ликвидации «тренажёров» на транспорте. Отмечу, что для решения этой искусственно созданной проблемы (доживу ли я до того времени?) не потребуется никакого финансирования, о чём часто говорят в мэрии в качестве оправдания своих недоработок. А в самом факте ответа мэрии в адрес газеты можно будет увидеть один из элементов обратной связи чиновников с населением города, о необходимости которой неоднократно заявлял наш новый мэр Евгений Урлашов. Неплохо было бы услышать и мнение депутатов по изложенным выше вопросам.

Хочется в заключение спросить руководителей транспортных организаций, занимающихся пассажирскими перевозками в городе: когда ваши сотрудники будут строго выполнять действующие законы и правила и при этом уважать своих пассажиров? Не буду огульно обвинять всех, но число городских водителей, не уважающих пассажиров, к сожалению, у нас ещё велико. Это можно хорошо почувствовать в салонах большинства городских автобусов и троллейбусов, когда не успел пассажир с палочкой в руках взобраться на последнюю ступеньку и направиться к освобождённому ему уважительным пассажиром креслу, как водитель рывком трогает с места (что само по себе является нарушением установленных правил). Тут и физически крепкому человеку с трудом удаётся устоять вертикально, что же говорить о тех, кто в силу возраста или болезни и так с трудом держится на ногах. И избавьте меня от повторения тех слов, которыми в этом случае «благодарный» пассажир «благословляет» и водителей, и их начальников. Пора, наверное, последним вспомнить простую истину: транспорт существует для пассажиров, а не пассажиры для транспорта!


Комментарии