Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 10 июля 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/60694/

Забытое старое. Хорошо?

рубрика: Общество
Автор: Татьяна ЗЛОТНИКОВА, доктор искусствоведения.

Вопрос, собственно, может быть повёрнут в две плоскости. Во-первых, следует решить, достаточно ли хорошо, прочно и надолго забыто то старое, при вспоминании которого – глаз вон. И, во-вторых, надо ещё обсудить и понять, хорошо ли – положительно – следует оценить тот факт, что старое забыто. Может, не надо забывать? А, кстати, если помнить, то полностью или удобными для «проглатывания» кусочками?

 


Отвечать придётся на оба вопроса одновременно, поскольку их взаимная связь велика, а на каждый в отдельности вопрос ответ получить не всегда возможно.

Ну вот, к примеру, как отнестись к тому, что на канале НТВ с его не столько скандальной репутацией, сколько попыткой поддерживать интерес публики с помощью то и дело инспирируемых скандальных расследований, – на этом канале выпускается программа, посвящённая перекрёстному году России и Германии. Политическое событие в тонкой «культурной» оболочке, такие уже были и с Францией, и с Италией, и с Китаем. Ничего особенного. И делает программу молодой собкор в Германии, худенький, аккуратно работающий Константин Гольденцвайг; ему, конечно, куда как далеко до одного из его предшественников, ныне работающего с российским руководством, Владимира Кондратьева – предмет юноша знает, но личного опыта и личного ассоциативного ряда пока недостаёт. Впрочем, дело наживное.

Идея программы вроде бы хороша: показать современную Германию глазами российского жителя, никогда в этой чужой стране не бывавшего (мотив путешествий и псевдооткрытий мы ещё обсудим в связи с другой программой, показанной на Первом канале). Да, скучновато, да, выдаётся банальный экскурсионистский ряд, но для ночного, точнее, почти полуночного эфира в будний день – сойдёт. Да вот беда, в анонсе молодой автор, то ли стараясь уподобиться предшественникам, то ли сам проявляя «изобретательность», ляпнул: покажем, мол, страну «от Дюрера до фюрера».

Как не вздрогнуть. Здесь и незабытое старое – «как бы» лихая политическая памфлетность в духе ответа Керзону почти столетней давности. Здесь и редкостная бестактность – вряд ли фюрер должен быть симпатичен жителю России, пережившей фашистское нашествие (вон как телевидение расстаралось, показывая протесты депутатов с тонкой душевной организацией, не позволяющей им голосовать за закон, включающий слова «иностранный агент»; в ведь всего-навсего агент, не фюрер). Здесь, наконец, элементарная забывчивость – фюрера в Германии нет последние без малого 70 лет, так что же – повествование доведено до 1945 года или «канцлер» и «фюрер» для молодого корреспондента стали синонимами?

Следовательно, забыть старое, оказывается, не так уж и хорошо, поскольку безграмотность и попытка угодить простодушной публике, падкой на частушечную рифму, оборачиваются нарушением этики, вкуса и здравого смысла...

Однако телевидение не только предъявляет образчики забывания старого, но и последовательно, дружными усилиями разных каналов доказывает: старое не надо забывать, старое – хорошее, причём хорошо оно уже хотя бы тем, что именно старое, поскольку новое еще хуже! И вот уже переливается через рамку телевизора вал умильных, слезливых, кстати, подчас достаточно профессионально запущенных потоков ностальгии.

Как иначе можно объяснить появление документального мини-сериала с весьма двусмысленным названием «Солдат империи» (усечённый вариант названия романа, написанного примерно 10 лет назад героем фильма) на канале «Россия»? Темпераментный Александр Проханов – «агитатор-горлан», коммунистический пропагандист, которого, между прочим, с удовольствием раскручивают на вольнолюбивых и кажущихся себе либеральными радио «Эхо Москвы» и разных телеканалах, – с пеной у рта повествовал о своих творческих сражениях за Родину, только что не за Сталина. И ведь что любопытно: обычно телевидение радует публику «датскими» материалами, обращёнными в прошлое. Здесь – нет, юбилей у писателя ещё только в будущем году, так что готовимся заранее!

Как, опять же, иначе можно объяснить повтор, выданный – только не будем говорить о летнем, «мёртвом» сезоне, уходе в отпуск ведущих и программ, при необходимости все оказываются на месте – субботним и воскресным днём на Первом канале? Имею в виду меньше года назад выпущенный фильм «Сделано в СССР». Семейные истории в контексте жизни страны (мальчика, получающего паспорт, убеждают взять русскую фамилию мамы, а не еврейскую папы, чтобы его спортивная карьера была более успешной) привычно мелодраматичны, а уж появление замначальника Генштаба в квартирке его бывшего – в войну – водителя и вовсе слезоточиво до безобразия.

Фильм, к сожалению телезрителей, становится «хорошо забытым старым» не по сути жизненных событий, а по манере медленного и наивного повествования, укладываясь в убогую банальность предпосланной ему аннотации: «Но мужество и порядочность помогают всем членам семьи Шишовых сделать правильный выбор и устоять в сложных обстоятельствах». Боюсь, это даже не ностальгия, а махровый анахронизм.

Далее, по пути вспоминания ещё даже не до конца забытого старого как чужого (И. Ильф – Е. Петров. «Одноэтажная Америка»), так и собственного (выпущенные некоторое время назад сериалы – путешествия по США и Франции) проехали по-родственному приветливые и по-телевизионному необременительные Владимир Познер и Иван Ургант. На этот раз – по Италии, в принципе не родной, в отличие от прежних двух стран, старшему, «экскурсоводу», едва ли не «аборигену», и, как и те две страны, чужой младшему, «экскурсанту-неофиту». Если учесть, что их программа шла в глубоко ночное время, как и неудачная НТВшная экскурсия по Германии, то понятно: аудитория была мизерной. И хорошо (смотрите заголовок этого обзора), потому что старая, по справедливости забытая манера медленного повествования об общеизвестном – ах, архитектура, ах, кухонные радости – действовала усыпляюще, укачивая последних телезрителей, поверивших Первому каналу в его очередной попытке увлечь, развлечь, а, если повезёт, то и привлечь.

Ну и, казалось бы, должна была стать знаковой в плане вспоминания несветлого, но всё равно любимого прошлого картина «Зоя». Главное достоинство которой – замечательная, нежная и смешная, толстая, губастая, очаровательная, женственная и глупенькая Ирина Пегова, талантливая актриса, привеченная, премированная, востребованная в театре, но широкой публике, насколько знаю, не слишком известная. Дело не в её удивительном внешнем сходстве (если присмотреться, отдельные черты лица совпадают, а в целом типаж совершенно другой, более драматичный, скрыто-парадоксальный) с убитой 30 лет назад Зоей Фёдоровой, которую в худших традициях биографических аллюзий именуют «Федотовой», тогда как Берия или Сталин фигурируют под своими реальными фамилиями. Дело в том, что за пределами этого очаровательного совпадения и для тех, кто знает роли молодой Фёдоровой, узнавания этот фильм, как и упомянутый выше «Сделано в СССР», – редкостный художественный анахронизм.

Ну почему нашему кино и телевидению так плохо удаются опыты в духе «ретро»? И прошумевший, поскольку раскрученный с помощью рекламы фильм «Стиляги», и телепроект Первого канала «Какие наши годы», и прочее, и прочее? Видимо, трудно делать такие вещи только из любопытства, без любви и, что немаловажно, без тонкого знания множества деталей. Потому лишь приблизительно и, что называется, «с холодным носом» показывает телевидение «забытое старое».

И редко удаётся сделать это «хорошо». Хорошо, если хотя бы «удовлетворительно».