Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 16 августа 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/61122/

Договор дороже денег. Или дешевле?

рубрика: Общество
Автор: Татьяна ЕГОРОВА
Фотографии: Анна ЛУКИНА

Ещё памятны страсти, которые разыгрались в связи с намерением ярославских властей пополнить городской бюджет за счёт художников и писателей. И вот теперь новая идея - «прижать» музейщиков. Мэрия заявила о намерении расторгнуть договор об аренде дома номер 15 по Волжской набережной, где сейчас создаётся музей 1612 года. А здание выставить на торги. Об этом «Северному краю» сообщила автор проекта «Ярославль. 1612» известный ярославский музейщик Елена Анкудинова.


- Ситуация, с которой мы столкнулись, нас просто потрясла, - не скрывает эмоций Елена Андреевна. - Договор, заключённый частным инвестором при прошлом руководстве мэрии, был по сути социальным заказом. Мы готовы были к 4 ноября сделать первую очередь экспозиции. И вот такой «сюрприз».

Один из самых симпатичных особнячков на Волжской набережной, памятник федерального значения, вошедший в историю города как Дом общества врачей, знаком каждому ярославцу (см. «Северный край», 3 марта 2012 г. «Старый дом у вечной реки»). На слуху и имя арендатора - это предприниматель Олег Жаров, председатель группы компаний «Эколлайн», зарекомендовавшей себя рядом серьёзных проектов, в том числе организацией историко-культурного комплекса «Вятское», за что он сам, Елена Анкудинова и художник Николай Мухин удостоены недавно Государственной премии России.

Лауреаты были вправе рассчитывать, как минимум, на внимание к их очередному проекту. Но вместо этого получили то, что получили.

Предыстория такого, мягко говоря, пикантного поворота такова.

- Здание принадлежало музею истории города. Это бюджетная организация, которой, к сожалению, справляться с таким домом оказалось не по силам. Дом постепенно приходил в упадок. И вот тогда мы обратились в мэрию прошлого состава с предложением по новому использованию здания, - созданию в нём частного музея, что и было принято, - рассказывает Елена Анкудинова.

Состояние дома оказалось очень тяжёлым. Разморозилась система отопления, протекала крыша, промёрзли все углы. Поэтому первое, за что взялись новые хозяева, - противоаварийные работы, причём срочные. Ещё одной зимы старый дом мог просто не выдержать.

- Разобрались с отоплением, починили кровлю: «Меньше стройся, больше кройся» - закон для всех времён и народов. Вывезли огромное количество мусора, всё вычистили, - улыбается Елена Андреевна, вновь заражаясь энтузиазмом тех, самых первых дней. - И тут перед нами предстало совершеннейшее открытие: подклет XVII века потрясающей красоты и мощи. Никто даже из знатоков Ярославля его раньше не видели: три великолепных сводчатых помещения с высотой потолков больше четырёх метров!

Концепция музея родилась мгновенно. Здесь должен быть музей, который прославил бы Ярославль и его роль в событиях 1612 года - ключевых в истории России. Как известно, роль его была огромна - и организационная, и экономическая, и политическая. Ярославль в то время стал оплотом российской государственности, выполнял ряд столичных функций. Здесь прирастало народное ополчение, которое двинулось на освобождение Москвы от иноземных захватчиков, и тем самым вписаны страницы воинской славы Ярославля.

Мощные своды подклета, свидетели тех времён, по сути - главный экспонат будущего музея. Причём, подлинный. Кто бы мог подумать, что такая жемчужина скрывается под не раз перестроенным фасадом!

Начались контакты с Государственным историческим музеем и специалистами по этой эпохе. Тульские мастера взялись изготовить оружие тех времён, костромичи - воспроизвести одежду, питерцы - поставить электронное оборудование, обеспечивающее разного рода спецэффекты.

Впрочем, и весь дом, как оказалось, будто специально предназначен для музея. После того, как были убраны наверху поздние больничные перегородки, глазам открылись просторные выставочные помещения.

- В Вятском мы делаем выставки из собраний ярославских коллекционеров. Они пользуются большим интересом посетителей, а коллекционеры, всё новые и новые, так и рвутся себя показать. Среди них есть люди с весьма серьёзными собраниями. Стоило только заикнуться, что мы собираемся делать выставки в Ярославле, в этом доме, у нас сразу выстроилась очередь, - Елена Андреевна явно готова поведать ещё что-то интересное.

- Вы имеете в виду коллекции тоже как-то связанные с историей?

- А вы думаете таких не найдётся? Не зря сказано: в Ярославле что ни шаг, то история. Во время июльских событий 1918 года был нанесён огромный урон городу: разрушено множество зданий, храмов, тысячи людей лишились крова и своего имущества. В государственном архиве Ярославской области хранится некая тетрадка Иллариона Александровича Тихомирова, нашего замечательного историка, учёного, краеведа. В этой тетрадке - перечень утрат в области культуры, понесённых Ярославлем в результате этих событий. В числе прочего там перечислены все погибшие частные коллекции.

- Коллекции? Никогда не слышала.

- Пастуховская коллекция фарфора, коллекции старинной мебели, старинных костюмов, старинных гравюр, принадлежавшие другим именитым гражданам. К гравюрам из собрания Оловянишниковых каталог был сделан на языках их происхождения. На самом деле культурное богатство Ярославля значительно сильнее, чем принято считать. О многом мы не знаем или только начинаем узнавать. Что сохранилось? Нынешние собиратели готовы представить свои частные коллекции публике, разве это не замечательно?

- Вашим планам особенно на фоне последних событий можно только позавидовать.

- Я давно ношусь с идеей Набережной музеев в Ярославле. У нас удивительный город. Пройдитесь по Волжской набережной - тут наши храмы, художественный музей с губернаторским садом, Митрополичьи палаты, музей часов Джона Мостославского. Мы готовы вписаться в это единое музейное пространство. Ведь есть же Набережная музеев во Франкфурте-на-Майне, почему она не может появиться в Ярославле?

- А как всё-таки выглядело уведомление мэрии о том, что договор об аренде дома на набережной будет расторгнут? Он ведь заключался, если не ошибаюсь, на тридцать лет?

- Как только руководство города сменилось, Олег Алексеевич Жаров как глава правления группы солидных компаний отправился знакомиться с новым руководством. В первую очередь представился мэру. Тот его принял, пообещал содействие в делах - на том и расстались. Через две недели после визита раздался звонок из КУМИ мэрии. Нас уведомили, что договор аренды будет разрываться, а дом на набережной выставят на торги.

- А не может быть так, что одно с другим разошлось? Разговор с мэром - это одно, а намерение КУМИ было принято вне зависимости от него?

- Ну знаете... Если руки делают, а голова не знает, что они делают - это уж совсем... Я лично такой вариант исключаю. Это же ясно: состоялся разговор, мы ждём результата - и вот он, результат.

- Итак, Елена Андреевна, как выглядит ситуация с музеем «Ярославль. 1612» на сегодня? Сделаны противоаварийные работы, есть концепция музея. Что-нибудь ещё?

- Мы сделали проект реставрации здания. Он прошёл государственную экспертизу - подчёркиваю, стороннюю экспертизу с участием трёх независимых экспертов - из Москвы, Костромы и Ярославля - поскольку, напомню, это памятник федерального значения. Наконец получили разрешение на производство работ. Всё это стоит не три копейки, смею вас заверить. Это очень серьёзные вложения. Причём, сделанные очень быстро - насколько я знаю, ни один музей не смог бы сделать это так быстро, как сделали мы.

- Я уточняю: проект, заключения экспертизы, разрешение на производство работ - и всё это уже в наличии?

- Конечно! И мы готовы работать. Уже даже заключили соглашение с одной из ярославских реставрационных организаций.

- Так что же теперь? После того злополучного звонка из КУМИ?

- Мы решили, что будем бороться за это здание. В последнее время под нож мэрии попадают то художники, то писатели, теперь вот музейщики. Удар наносится по самому незащищённому звену - культуре. А в нашем случае одновременно по малому бизнесу. Тому самому, к поддержке которого призывает руководство страны, а мы в нём работаем. Хотя вообще-то речь о другом. Есть вещи в жизни, которые нельзя трогать при любой экономической ситуации: школы, больницы, учреждения культуры. Что будет если ни лечить, ни учить будет некому? Если вырастет поколение, не знающее свою культуру и равнодушное к истории своих предков?

Культура - это суть, соль для любого руководства. Мы доказали, что умеем работать. Проект в Вятском становится самовоспроизводящим. Мы не просим денег. Олег Алексеевич готов сам их вкладывать и уже вкладывает. Все говорят, что туризм может приносить доход городу, нашлись бы инвесторы. Так вот он инвестор. Только не мешайте.

- На недавней пресс-конференции мэр говорил о намерении повысить арендную плату. О том, что и для многих арендаторов она благодаря прежнему руководству города чисто символическая. Возможно, та аренда, которую вы платите сейчас, тоже не устраивает нынешнюю мэрию и полученный вами ультиматум объясняется именно этим?

- Предусмотренная договором арендная плата отнюдь не копеечная. Тем не менее она оговаривалась только на период восстановления здания. Учитывалось, что в ходе этих работ нами будет вложено 36 млн. рублей. Как только приёмная комиссия зафиксирует, что работы окончены, мы начнем платить полноценную арендную плату. Всё это прописано в договоре аренды, и это нормальная логика.

Когда находятся люди, готовые привести в порядок историческое здание, полагается дать им на это время. Когда овечка ещё голенькая, зачем её стричь? К сожалению, у нас в городе не поддерживают тех, кто хотел и мог бы действительно спасти то или иное здание. Мы видим проданные дома, новые хозяева которых ничего с ними не делают, и эти дома годами стоят как гнилые зубы.

- Но вы ведь недавно стали лауреатами Государственной премии. Один этот факт мог бы дать вам дополнительный шанс... 12 июня в Кремле эти награды вам, всем троим участникам нового проекта, вручил лично Президент Владимир Путин.

- Что вы, какой шанс! Мэрия даже не поздравила нас, граждан своего города. Никак. Ни письменно, ни устно. Хотя нам звонили отовсюду. Лично я ответила почти на триста звонков со всей России. И мои коллеги тоже. А ведь Государственная премия - это большая честь не только для человека - для всего города. Мне очень жаль людей, которые этого не понимают.

- Так как же вы всё-таки намерены бороться за это здание?

- Расторгнуть договор аренды с нами мэрия по закону не сможет - мы в этом убеждены. Всё было оформлено правильно, прозрачно. Мы начали с проекта, экспертизы, разрешения - тут тоже не к чему придраться. Мы очень динамично работаем - я как музейщик прошла в своё время все ступеньки и знаю, что говорю. Как автору проекта мне тоже нечего стыдиться. Договор смогут расторгнуть по суду, а это дело долгое.

И вообще найти нового владельца на такое здание весьма проблематично. Он сможет получить его только с двумя обременениями: с нашей арендой на тридцать лет и со статусом этого дома, как памятника федерального значения, который свяжет его по рукам и ногам.

Так что мы будем отстаивать свой дом. Наше дело правое!





















Комментарии