Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 28 ноября 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/62355/

Чтобы были дороги, а не направления

рубрика: Общество
Автор: Лидия ГОЛУБЕВА.
Фотографии: Фото Анны ЛУКИНОЙ.

Кто и как проверяет надёжность дорожного полотна? На каком этапе это происходит: во время строительства или, как говорится, уже пост-фактум? Где происходят испытания на прочность и плотность асфальто-бетонного покрытия для оживлённых трасс и нешумных трактов между двумя соседними городками? На эти вопросы мы получили ответ, побывав в лаборатории отдела по контролю за качеством работ государственного казённого учреждения Ярославской области (ГКУ ЯО) «Ярдорслужба».


Дорожники региона ремонтируют и содержат в общей сложности около восьми тысяч километров областных и муниципальных дорог, улиц городов и сёл. Как отметил директор ГКУ ЯО «Ярдорслужба» Валерий Пенкин, региональные дороги в основном – «продукт послевоенного периода». То есть построены давненько. Срок их службы – 30 – 40 лет, а стало быть, львиная доля их уже изношена.

Действительно, нередко слышатся нарекания на состояние дорожного покрытия. Особенно в глубинке. Власти региона предпринимают усилия, чтобы исправить ситуацию с плачевным состоянием дорог. Их сейчас реконструируют и подвергают капитальному ремонту, а также строят новые дороги. Недаром развернулась конкуренция за средства дорожного фонда на реконструкцию и ремонт дорог между администрациями муниципальных образований и идёт острая дискуссия на эту тему в органах законодательной власти. Директор департамента дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области Валерий Колодченко подчёркнул в одном из выступлений:

– Есть сбалансированная политика, разработана целевая программа... В соответ­ствии с ней в этом году отремонтировали 48 километров дорог, 320 погонных метров мостов. А на автодорогах Ярославль – Любим, Ярославль – Углич, Ярославль – Рыбинск и Рыбинск – Тутаев ремонт был капитальным.

При этом остро встаёт вопрос качества. Валерий Колодченко категорично заявляет:

– Мы не принимаем некачественно выполненные работы. А усиление контроля качества вообще ставим во главу угла.

Контроль начинается ещё на этапе строительства дороги. Эту функцию, в частности, и выполняет лаборатория, которая принадлежит «Ярдорслужбе».

Сюда, чтобы ознакомить население с её работой, и пригласило нас руководство организации. Нашими «проводниками» стали начальник отдела Дмитрий Ерёмин и инженеры Мария Лаврентьева и Олег Заварин.

И вот мы в лаборатории. Она располагается на улице Ньютона в Ярославле. Первое, что бросилось в глаза, – большой кусок асфальта и несколько кубиков на столе. Мария Валерьевна поправляет: это вырубки, или керны. Рассказывает:

– За каждым объектом – участком дороги – существует технический надзор. Мы выезжаем, отбираем пробы асфальтобетона. Большой керн взят на испытание качества асфальтобетонной смеси, которую используют при укладке дорожного полотна. А образцы-кубики – для проверки того, что уже уложено.

То есть контроль идёт и в ходе строительства, и по его окончании. Пробы очищаются, сушатся – и нагреваются. Битум расплавляется, и вот уже Олег Заварин размешивает в лотке размягчившиеся кубики. Получается чёрное месиво из асфальтобетона. Потом из него прессуют цилиндры асфальтобетонной смеси. Эта смесь – рационально подобранный состав из минеральных материалов, щебня, песка, скреплённый битумом.

Цилиндры ещё горячие, поэтому дальнейшие действия с ними откладывают на сутки, пока не остынут. А испытывать их будут – на предмет физико-механических свойств. В частности, на плотность. Это очень важно. Необходимо выявить коэффициент уплотнения – основную характеристику асфальтобетонного покрытия. Она регламентируется строительными нормами и правилами (СНиП).

Чтобы у цилиндров были одинаковые параметры, их взвешивают на старых торговых весах. Техника не новая, замечает Мария Лаврентьева, но точная.

В другом помещении лаборатории образцы ждёт другое важное испытание – на проч­ность. Причём при разных температурах. Для этого их помещают в термостаты под пресс. Испытывают на проч­ность при температурах пятьдесят, двадцать и ноль градусов. Всё по ГОСТу. Мария Лаврентьева подчёркивает: очень редко попадаются образцы дорожного покрытия плохого качества. Дорожные строители стараются. Но что поделаешь, если велика нагрузка на дороги, если погодные условия, в которых эксплуатируются дороги, достаточно жёсткие...

В помещениях лаборатории идёт подготовка к ремонту. Директор «Ярдорслужбы» Валерий Пенкин заметил:

– Стоит задача – модернизировать лабораторный корпус. Сейчас он у нас един­ственный на всю область. А техническое состояние дорог очень сложное. Многие из них не дороги, а, скажем так, направления. Их нужно приводить в порядок. И подобные лаборатории мы создаём также в Рыбинске и Угличе. Уже выбираем помещения, закупаем оборудование, а с первого января начнём подыскивать работников.

Нужно отметить: из средств дорожного фонда «Ярдорслужбе» в 2013 году планируется выделить около 80 миллионов рублей на закупку новой техники и оборудования. Вкладывать ли деньги в модернизацию служб, контролирующих качество дорожных работ, должны решить депутаты областной Думы.