Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 15 декабря 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/62591/

Не жили богато – нечего и начинать

рубрика: Общество
Автор: Лариса ДРАЧ.
Фотографии: Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ.

Не зря раньше говорили: собрался строить дом – выбирай не место, а соседей. Хорошо, если повезёт. А если нет?


Художнице Марине Вачеян и её мужу архитектору Карену Фарсяну выбирать было особенно не из чего. Когда после распада Совет­ского Союза резко обострились армяно-азербайджанские отношения, началась война в Нагорном Карабахе, жить в Ереване стало невозможно. Марина Альфредовна чуть не плача вспоминает, что в начале 90-х столица Армении точно умерла: в домах не было электричества, не работал водопровод; чтобы согреться, люди жгли костры на улицах, бросая в огонь книги и мебель.

Схватив сыновей в охапку, бросив всё нажитое за эти годы, Марина и Карен налегке приехали в Ярославль, к родственникам. Поселились все вместе, в тесноте да не в обиде, в доме (точнее, в половине дома), выстроенном ещё в середине 50-х годов дедом Марины, всю жизнь проработавшим на Ярославском вагоноремонтном заводе. Собственно, этот дом всегда был для Марины родным: здесь она, живя с родителями в Ереване, всегда проводила летние каникулы, а ярославские родственники охотно гостили в Армении. Жили дружно, помогали не только друг другу, но и соседям. В те годы, когда у нас на прилавках магазинов было хоть шаром покати, родители Марины везли по просьбам соседей из Еревана разные дефицитные товары, никогда ни в чём не отказывали.

Рассказать целую жизнь в двух словах не получится, да и не о том речь. Марина Вачеян унаследовала от матери половину дома. Вторая половина принадлежит Андрею Васильевичу Сергееву, который в свою очередь унаследовал имущество от своего отца. Дом на двоих, земельный участок тоже разделён на двоих хозяев.

Если идти по улице Урочской, на которой стоит этот дом под номером 23, то следующий, под номером 21, принадлежит двум сёстрам Миловидовым. Они – соседи Марины Вачеян с другой стороны.

До тех пор, пока дом не начал разрушаться, Марина и Карен жили на своей половине. Потом, когда стены пошли трещинами, решили снимать жильё. Это, говоря драматургическим языком, место дей­ствия.

Теперь уточним предлагаемые обстоятельства, то есть образ жизни героев этой истории. Сосед Сергеев не работает, он на инвалидности. Миловидовы тоже не работают, одна из них – инвалид 2-й группы, другая сестра за ней ухаживает. Супруги же Марина Вачеян и Карен Фарсян – наоборот, много работают и, так уж случилось, неплохо зарабатывают. Марина – профессиональный живописец, Карен окончил университет в Ереване. Приехав в Ярославль, Марина начала писать иконы, Карен занялся строительством, а немного погодя, в 2001-м, они организовали своё дело – иконописную мастерскую «Преображение».

Для мастерской художникам тоже пришлось арендовать помещение. Изготавливают храмовую утварь любой сложности, занимаются деревянной резьбой и лепниной, пишут иконы. Их труд востребован, заказов много. Чтобы убедиться в высокой художественной ценности написанных в мастерской «Преображение» икон, достаточно заглянуть в церковь Спаса на Городу, что на Которосльной набережной – половина здешних икон принадлежит кисти Марины Вачеян.

Как гласит армянская пословица, каждый старается своё деревцо поливать. Вот и Марина с Кареном однажды решили: хватит платить деньги за аренду да мыкаться по съёмным квартирам, пора своим хозяйством обзаводиться. Тем более что есть полдома и земля в собственности. Обнесли старые стены жилого дома новыми, на месте развалившегося от времени деревянного сарая начали строить основательную каменную мастерскую.

Увидев недостроенное двухэтажное здание, да ещё с техническим этажом, я, признаться, поначалу удивилась: зачем такие хоромы? Ничего лишнего, уверил меня Карен Фарсян: нужен склад для хранения древесины, левкасная мастерская (там доски, предназначенные для написания икон, покрывают грунтом), помещение для золочения, отдельная комната для резчиков, мастерская для живописи. Заодно, уж коли затеяли большое строительство, художники заменили и старый деревянный забор на новый, кирпичный.

Кипучая деятельность семьи Марины Вачеян по обустройству своего участка соседям не понравилась. И Миловидовы, и Сергеевы обратились в Заволжский суд. Мотивация такая: каменный забор затеняет их участки, а новые незавершённые строения (как жилого дома, так и мастерской) значительно больше по площади, чем прежние, и возводятся они с нарушением санитарных и противопожарных норм, что ущемляет интересы соседей. А потому, просят Сергеевы и Миловидовы, надо весь этот новодел снести и вернуть всё в исходное состояние.

Марина Вачеян, для которой эти исковые заявления были как снег на голову, была вынуждена выдвинуть против соседей Миловидовых встречный иск. Потребовала реконструировать скат крыши дома Миловидовых, направленный в сторону её, Вачеян, земельного участка, а также выкорчевать старые тополя и клёны, которыми зарос участок Миловидовых – этим растениям никакой каменный забор нипочём с их мощной корневой системой.

Заволжский районный суд под председательством судьи Добровольской претензии

Сергеевых и Миловидовых рассмотрел с выездом на место. Эксперты установили, что «строящийся дом по размерам и конфигурации значительно больше прежнего дома, но на противопожарную безопасность это не влияет, так как существующая ранее степень огнестойкости (3 степень) строений не изменилась».

Также суд признал, что и возведение спорного строения (имеется в виду мастерская. – Авт.) на месте прежней хозпостройки «ранее существующего положения не ухудшило, не изменило». Это подтверждает и строительно-техническое заключение: «техническое состояние возведённых строений не представляет угрозы для жизни и здоровья граждан, соответствует строительным нормам и правилам». Так что в требовании Миловидовых снести все незавершённые новоделы на участке Вачеян суд отказал.

Удовлетворил требование истцов лишь по части замены сплошного забора на сетчатое или решётчатое ограждение «с целью минимального затемнения территории соседнего участка» согласно региональным нормативам градостроительного проектирования Ярославской области «Планировка и застройка городских округов и поселений Ярославской области». А вот деревья на участке Миловидовых суд постановил выкорчевать.

Казалось бы, всё хорошо, что хорошо кончается. Но не тут-то было. Миловидовы обратились с апелляционной жалобой в областной суд. Новая инстанция пересмотрела дело совсем в ином ключе. Областной суд постановил, что Вачеян «была не вправе реконструировать либо возводить новое строение на данном земельном участке». И хотя есть заключения специалистов о том, что данные строения соответ­ствуют строительным, санитарным нормам, а также требованиям пожарной безопасности», «...судебная коллегия не находит оснований для его сохранения и признания за Вачеян М. А. права собственности на данную постройку».

Из судебного разбирательства далее следует, что новые строения на участке Марины Вачеян мешают соседям Миловидовым заниматься садоводством и огородничеством на их соб­ственном участке, а потому «указанные обстоятельства дают основания для удовлетворения исковых требований Миловидовых о сносе данного строения». Словом, областной суд постановил недостроенную мастерскую снести. Забор демонтировать, заменить его на решётчатое ограждение. А также взыскать в пользу Людмилы Сергеевны Миловидовой с Марины Альфредовны Вачеян 50 тысяч 200 рублей (судебные расходы).

Карен Фарсян и Марина Вачеян в растерянности. Двадцать лет назад в Ереване потеряв всё, они нашли в себе силы подняться, состояться и в жизни, и в профессии, но вновь оказались у черты, за которой снова можно всё потерять.

Трудно судить со стороны, кто прав в этой истории, а кто виноват. Тем более что побеседовать с Миловидовой так и не удалось: на телефонные звонки она не отвечает, дом тоже не подаёт признаков жизни (дорожка от калитки до входной двери заметена снегом, на стук в дверь никто не откликается). А так хотелось узнать, почему здание иконописной мастерской загораживает женщине солнце и вообще мешает жить, а здание гостиницы, строящееся с другой стороны от её дома, куда более фундаментальное по размерам, не вызывает подобного негодования.

Можно, конечно, на эту историю посмотреть с обывательской точки зрения – понаехали, понастроили. С этой позиции справедливость восторжествовала. Не жили богато – нечего и начинать. Но как гласит китайская пословица, чужое мясо к своему телу не приклеишь. Даже если на участке Вачеян не будет художественной мастерской, ни Миловидовы, ни соседи по дому номер 23 Сергеевы от этого лучше жить не станут.

Владельцы мастерской «Преображение» намерены отстаивать право достойно жить и работать на своей соб­ственной земле. Об этом молится художница Марина Вачеян, стоя у написанной ею иконы «Умягчение злых сердец».




Комментарии