Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 11 января 2013
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/62816/

Российские СМИ и государство Российское

рубрика: Общество
Автор: Андрей ГРИГОРЬЕВ, главный редактор газеты «Северный край».

13 января отмечается День российской печати. В наступившем году настроение многих ярославских журналистов будет в этот день далеко не радостным. Вчера типография приостановила за долги выход ежедневной газеты «Золотое кольцо». На следующей неделе в такой же ситуации может оказаться «Северный край». Есть ли выход из сложившейся кризисной ситуации? Могут ли ежедневные региональные газеты обойтись без государственной поддержки? И как решаются подобные проблемы на Западе – в странах «рыночной экономики»?


Проблему сегодняшнего кризиса в отечественной журналистике мы уже затрагивали в статье «Кому нужна качественная пресса?» («Северный край» за 21 декабря 2012 года). Статья привлекла внимание многих заинтересованных читателей и стала активно обсуждаться в Интернете, причём не только на сайте «Северного края». Мнения высказывались самые разные. Правда, многие комментаторы, имея весьма смутное понятие о предмете, в присутствии людей с университетским образованием позволяли себе давать советы космического масштаба, не имеющие ничего общего с действительностью. Другие, ничтоже сумняшеся, обвиняли редакции ежедневных общественно-политических газет в неумении зарабатывать деньги, в неэффективной финансовой политике и т. п. И те, и другие выступали с заранее определённых позиций, не желая рассматривать никакие аргументы, кроме своих собственных. Мы призываем таких комментаторов не трудиться читать эту статью. Она пишется для тех, кто хотел бы разобраться в ситуации Sine ira et studio – без гнева и пристрастия.

Итак, главный вопрос дня: может ли ежедневная региональная общественно-политическая газета сегодня издаваться без сторонней поддержки, только за счёт подписных и рекламных денег? Ответ, который уже дала многолетняя практика абсолютно всех регионов России, однозначен: нет.

В подавляющем большинстве регионов ежедневные газеты издаются органами исполнительной власти, кое-где к их финансированию подключён местный бизнес (как правило, с подачи губернаторов). Власть в этой ситуации исходит из вполне понятного принципа: деятельность общественно-политических областных газет не может рассматриваться исключительно как бизнес, она способствует информи­рованию и культурному обогащению общества, а потому является социально ориентированной и социально значимой. Речь, подчеркнём, идёт только об общественно-политической, качественной прессе, а не о жёлтых таблоидах и рекламных изданиях.

Из первого вопроса вытекает второй: почему общественно-политическая пресса, которая до 1991 года выходила огромными тиражами и обходилась без серьёзных дотаций, сегодня вынуждена рассчитывать на господдержку? И вот здесь ответ очевиден только тем, кто не склонен задумываться о причинах проблемы, либо изначально желает переложить на журналистов вину государства, создавшего для прессы невыносимые условия жизни. Вам нужны доказатель­ства? Пожалуйста.

Было ваше, станет наше

Вряд ли кто-то будет спорить, что громадную роль в происходивших в конце 80-х годов в сознании людей переменах сыграли газеты. С помощью журналистов граждане страны включились в борьбу за справедливое переустройство общества. Чем это в результате закончилось – вопрос другой, но тогда перемен ждали все.

Издателями газет в те времена выступали только партийные и государственные органы или общественные организации. Другими словами, все газеты тогда были «советскими». И работали в них самые разные люди. Но большинство из них честно выполняли свой профессиональный долг, отстаивая интересы своих читателей. Именно в тех «советских газетах» (поскольку других же не было) работали и Анатолий Аграновский, и Егор Яковлев, и Юрий Черниченко, и Леонид Никитинский, и Анатолий Рубинов, и Юрий Рост, и сотни других замечательных журналистов, чьё творчество сегодня стало классикой профессии. Множество профессионалов с большой буквы работали и в «Северном рабочем».

В августе 1991 года КПСС была упразднена, а всё её имущество без разбора – национализировано. И вот здесь государство нанесло первый ощутимый удар по СМИ, отобрав у подавляющего большинства редакций их помещения. Так без своей материальной базы оказалась и редакция «Северного края», хотя Дом печати на Соби­

нова, 1, строился на деньги, заработанные журналистами. Но поскольку формально здание принадлежало партии, оно было отобрано. Скольких финансовых проблем удалось бы сегодня газете избежать, сохранись за редакцией это помещение!

Это была первая несправедливость, допущенная государством по отношению к россий­ским СМИ.

Крушение 1992 года

Практически все средства массовой информации в нашей стране были прибыльными до тех пор, пока в январе 1992 года не произошло либерализации цен. После этого бумага, расходные материалы, распространение, электроэнергия, связь, оборудование резко подорожали, по некоторым позициям в сотни раз. При этом подписка была уже оплачена населением на год вперёд, и фактически в течение первых месяцев 1992 года, чем больше был тираж газеты, тем большие убытки она несла.

Пресса тогда оказалась в абсолютно уникальной для экономики страны ситуации. Ведь заводы и фабрики, организации и учреждения продавали продукцию и оказывали услуги не по предоплате на год вперёд, а по факту, то есть могли постоянно корректировать цены (что и делалось). Пресса, принявшая подписку на весь 1992 год по ценам 1991 года, изменить уже ничего не могла.

Поэтому многие СМИ, в том числе – и «Северный край», объявили «доподписку» для тех, кто хотел продолжать получать прессу во втором полугодии. Далеко не все читатели, многие из которых неожиданно для себя сами оказались за чертой бедности, смогли найти средства на «доподписку», а многие отказались от неё «в знак протеста», считая, что газеты нарушили объявленные летом 1991 года условия подписки (она в основном оформлялась тогда на целый год). В итоге тираж «Северного края», например, упал с 73 тысяч в первом полугодии 1992 года до 27 тысяч во втором (столько людей оформили «доподписку»). Потом тираж «Северного края» вновь вырос (до 50 тысяч в 1994 году), но уровня 1992 года достичь уже не удалось никогда.

Не будем считать эту ситуацию прямой и сознательной виной государства, но свою долю солидарной ответственности за тот удар по прессе оно должно нести.

Всё продать, и как можно быстрее

В 90-е годы в суперсжатые сроки прошла приватизация всего, что можно было продать. Газеты, оказавшиеся в условиях безудержного роста цен неплатёжеспособными, естественно, не смогли принять участия в приватизации полиграфической базы и бумажных комбинатов.

В результате целлюлозно-бумажная отрасль оказалась в руках иностранных компаний, которые и начали диктовать цены. Государство не посчитало нужным защитить интересы СМИ, как это было сделано в отношении многих важных отраслей. Доходило до абсурда: в отдельные годы выгоднее было покупать бумагу за границей, чем на предприятиях, работающих в России! Журналистское сообщество призывало правительство вмешаться и отрегулировать ситуацию путём введения таможенных пошлин на экспорт бумаги, но эти призывы не услышаны до сих пор.

Так государство нанесло третий серьёзный удар в спину печатных СМИ.

Если друг оказался вдруг…

Ни одна газета, распространяющаяся по подписке (а ежедневные газеты распространяют так от 80 до 90 процентов тиража), не может обойтись без услуг почты. И сотрудничество СМИ и государственной почтовой службы десятилетиями строилось на партнёрской основе. Люди с толстыми сумками на ремне в городах и посёлках разносили газеты дважды в день семь дней в неделю! И только в деревнях почта доставлялась один раз в день.

Российская почта за последние 20 лет пережила не одну реформу, но всегда она оставалась государственной. Сегодня это – Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России». Это одна из немногих государ­ственных структур, связывающих всю страну в единое целое. Увы, с каждым годом государ­ственная почта работает хуже и хуже, а государство не предпринимает реальных мер для улучшения этой работы.

Началось всё с того, что почта перестала разносить газеты по воскресеньям и красным дням календаря. В результате ежедневные газеты перешли с шестиразового на пятиразовый выход. (Наши давние читатели наверняка помнят времена, когда «Северный» доставлялся в почтовые ящики и по воскресеньям, а новогодние номера приходили 1 января.)

Затем в сельской местности начали разносить газеты по два раза в неделю – сразу по нескольку номеров. Естественно, это привело к сокращению числа подписчиков на селе.

Каждый год росли тарифы на доставку газет, что приводило и к росту подписной цены. Для того, чтобы замедлить этот процесс, редакция «Северного края» в 2001 году решила создать соб­ственную службу доставки и начала принимать альтернативную подписку в Ярославле через отделения Сбербанка по ценам значительно ниже, чем на почте. Казалось бы, хорошее дело: мы сами взяли на себя часть функций почты, снизив тем самым цену на подписку для ярославцев.

Однако у почтовиков эта акция газеты не вызвала ничего, кроме раздражения. Вместо того, чтобы порадоваться за простого читателя, в УФПС придумали дифференцировать стоимость подписки на «Северный край» в городе и в районах области. Так везде, кроме Ярославля, стоимость подписки на «Северный край» по решению государственной почтовой службы была единовременно увеличена в три раза! Вряд ли стоит говорить, что такой взлёт цен подрезал подписку в городах и районах области минимум вдвое! Так и хочется спросить: что это было – глупость или предательство со стороны государственной структуры?

О том, как безобразно сегодня работает почта по доставке газет, мы писали неоднократно (см., например, статью «Почему опаздывает газета» – «Северный край» за 14 декабря 2012 года). Принимая подписку на ежедневные газеты, отделения связи осуществляют доставку только 2 – 3 раза в неделю, что вызывает справедливое возмущение подписчиков.

Это четвёртое предательство государственной структуры по отношению к ежедневным СМИ.

Бесплатный сыр – мышеловка для СМИ

Представьте себе ситуацию: вы открыли хлебопекарню и продаёте хлеб в своём магазине. И вот рядом с ним открывается государственный киоск, в котором булки вашим же покупателям раздают бесплатно. Долго ваше производство протянет при такой «конкуренции»?

Между тем именно в такой ситуации оказались все российские СМИ, кроме… главной газеты страны – «Российской газеты». Начиная с 2006 года государство руками депутатов ГД выделяет «Российской газете» десятки миллионов долларов на издание и бесплатное распространение по почтовым ящикам специального четвергового номера «РГ-неделя». До 2006 года тираж этих выпусков составлял около 180 тысяч экземпляров – вполне реальный тираж для федерального издания, после получения гигант­ских государственных денег он вырос до 3 318 798 экземпляров!

После такого бесплатного «коврового газетометания» катастрофически снизились тиражи всех (!) ярославских газет. Так, по сравнению с 2005 годом к 2009-му упали тиражи: «Северного края» – с 11000 до 6200 экземпляров, «Золотого кольца» – с 16500 до 8000, «Юности» – с 26750 до 6650, «Городских новостей» – с 26000 до 20000, «Каравана-рос» – с 41100 до 20000 экземпляров.

И сегодня «РГ-неделя» продолжает выходить на государственные деньги, подрывая экономику всего российского медиапространства. У вас есть определение этому?

Получилось – как всегда: плохо

Государство Российское сегодня сильно озабочено борьбой с коррупцией. Этой цели должен был послужить и ФЗ-94, согласно которому все госзакупки стоимостью больше 100 тысяч рублей должны проводиться по конкурсу. Цель ставилась благая, результат получили обратный.

Памятником этому закону стал, например, подаренный Ярославлю Президентом России Концертно-зрелищный центр на берегу Которосли. Подрядчик для него определялся по конкурсу и победил, предложив меньшую цену. Результат всем известен: КЗЦ сдали через два с половиной года после намеченного срока. Да, правительство области отсудило с подрядчика штраф, достраивать объект пришлось другой компании, но факт остаётся фактом – центр сдали не к 1000-летию Ярославля, а только в конце прошлого года.

Или ещё пример. В прошлом году на аукционе по определению подрядчика на уборку улиц Ярославля победу, дав меньшую цену, одержала фирма… из подмосковного Дмитрова. Естественно, никакой производственной базы в Яро­славле она не имеет, потому нанимала для выполнения работ ярославских же коммунальщиков, а платила им за это, мягко говоря, неаккуратно – с многомесячными задержками.

Точно так же складывается ситуация с работой по договорам на информационное обеспечение деятельности властей разных уровней. В конкурсах одерживают победу не зарекомендовавшие себя издания, которые просто не могут работать за копейки, а пресловутые псевдо-СМИ, клепаемые на коленке в какой-нибудь квартире на улице Сахарова.

В 2011 году конкурс на информационное обеспечение работы мэрии Ярославля выиграла газета… «Ярославский край», уронив цену девятимесячного контракта с 850 до 300 тысяч рублей! Вы когда-нибудь видели хотя бы один номер этой «ежедневной газеты»? Как и где она распространяется – неизвестно. Говорят, раздаётся бесплатно на улицах. По закону любая газета обязана предоставлять в день выхода бесплатные экземпляры каждого номера в областную библиотеку. Это должно очень строго контролироваться соответствующим государственным органом. Но «Ярославский край» – не предоставляет. И никаких санкций за это не несёт.

Как называется такая ситуация, когда при попустительстве государства в результате организованного в соответствии с федеральным законом конкурса муниципальные деньги – сотни тысяч рублей! – ушли Бог знает куда без всякой пользы, при этом мэрия с такой ситуацией спокойно примирилась, а контролирующие организации никаких санкций не применили? А между тем качественные СМИ на заложенные в бюджете деньги могли бы обеспечить настоящее, а не липовое информационное обеспечение работы органов власти.

Боремся с террористами – страдают газеты

Отдельная статья – борьба с газетными киосками. Розничная продажа газет всегда была делом малоприбыльным. А государство постоянно придумывало для киоскёров новые и новые рогатки. То требовали менять их внешний облик (а это стоит очень недёшево), то пытались ограничить ассортимент (газету продавать можно, а куклу – нельзя), то заставляли вводить кассовые аппараты.

А в прошлом году под лозунгом борьбы с терроризмом госкорпорация «РЖД» заставила убрать все газетные киоски со всех привокзальных территорий. Теперь прилегающие к вокзалам тротуары отлично просматриваются, но купить газету перед посадкой в поезд стало негде.

Это, конечно, для газет просто мелкая пакость, но большое складывается в том числе и из мелочей.

***

Итак, нужны ли ещё какие-то объяснения, почему ежедневные региональные газеты не могут выжить без государственной поддержки? И почему власть, своими руками создавшая нынешнюю ситуацию в сфере деятельности СМИ, несёт перед обществом ответственность за их выживание.

В чём заключалась господдержка СМИ у нас

На сегодняшний день господдержка «Северного края» исчерпывается двумя статьями: льготная аренда площадей в Доме печати (когда-то принадлежавшем редакции), и пониженный тариф взимания страховых взносов (в 2012 году он составлял 27 процентов от фонда оплаты труда для СМИ и 30 – для большинства остальных организаций).

Решающим элементом для выживания ежедневных газет было сотрудничество с правительством области по информационному обеспечению его деятельности. Значение такого сотрудничества (разумеется, если оно организовано не формально) для обеих сторон трудно переоценить. Газета не только разъясняла политику власти и суть принимаемых решений, но и осуществляла обратную связь населения с властью. Кроме того, газета выполняла функцию дискуссионной площадки, предоставляя возможность самым разным людям разных убеждений высказывать своё мнение в цивилизованной форме. Фактически «Северный край» объединяет своим авторитетом всю область в единое информационное пространство, и формальный показатель тиража не играет здесь решающей роли.

В чём заключается господдержка СМИ у них

Ассоциация распространителей печатной продукции провела оценку существующих в Европе и США программ государственной поддерж­ки средств массовой информации. Вот как по­ставлено сегодня печатное дело на Западе.

«Необходимость господдержки периодики была одобрена Советом Европы ещё в 70-х годах XX века. В наши дни Комиссия Евросоюза настаивает на сохранении плюрализма без вмешательства во внутренние дела редакций.

Последствиями мирового финансового кризиса для европейского медиарынка стало, как и у нас, падение продаж розничных тиражей и сокращение подписки. Понимая важность отрасли печатных СМИ для развития своих стран, их правительства принимают меры по поддержке бумажных изданий, ежегодно направляя большие средства в сектор периодики. Среди прочего используются прямые финансовые инвестиции, организуются гранты и целевые программы для небольших или находящихся на грани банкротства газет. Из косвенных мер распространено введение по отдельности или в комплексе некоторых видов льгот: налоговых, таможенных, почтово-телеграфных и других. Эти меры дают возможность периодическим изданиям сохранять количество подписчиков, регулировать цены на издаваемую продукцию (сдерживать их рост и в некоторых случаях даже немного снижать), покрывая расходы на доставку и убытки от реализации за счёт дотаций государства.

Во Франции в 2009 году было принято постановление, обеспечивающее доступ к бесплатной подписке для молодёжи на любое периодическое издание. Среди других протекционистских мер – освобождение от профессионального налога и пониженные ставки налогообложения на доход от продаж прессы (составляют 2,1 процента против полной ставки в 19,6 процента). В этой стране объём господдержки в денежном выражении является одним из самых больших в Европе – 61,5 евро на душу населения в год. Важным шагом для сохранения существующей системы продаж прессы стало разрешение для киосков выполнять функции по выдаче заказов онлайн-магазинов, а также продавать табачную продукцию и сувениры.

В Швеции существует несколько механизмов получения дотаций для СМИ от государства. Так, государство субсидирует расходы на доставку прессы организациям-распространителям, которые создаются путём кооперации нескольких издательств, выпускающих ежедневные газеты. Характерная черта рынка Швеции – прямое инвестирование в не самые популярные региональные газеты, тиражи и рекламный объём в которых значительно ниже, чем у ведущих изданий. При выполнении ряда условий газета может получить субсидирование, достигающее в некоторых случаях 20 процентов от стоимости её производства. Также Швеция использует дотации и льготные кредиты для новых изданий, снижение почтовых тарифов, освобождение всех газет от НДС, а государственных и находящихся в тяжёлом финансовом состоянии – ещё и от налога на доходы от рекламы.

Газеты Норвегии, испытывающие финансовые трудности, имеют право на получение прямых субсидий от государства на производство и распространение. Их объём в среднем составляет 2 процента от общих доходов изданий. Также существуют освобождение от уплаты некоторых налогов (НДС, налога на доход от розничных продаж), субсидии на газетную бумагу (введены с 1969 г.), целевые займы на особых условиях, предоставление льготных почтовых тарифов, целевая реклама.

Финляндия ввела программы помощи и государственным, и коммерческим изданиям. При этом делается преимущественный акцент на поддержание активности региональных партийных газет. Помощь представляет собой систему прямых дотаций, сумма которых зависит от количества депутатов от партии в парламенте. Господдержка подписки на все газеты направляется в форме субсидий и возмещает расходы на транспортировку и распространение. При плохой экономической ситуации в газете она перестаёт нести обязанность по уплате налога с оборота и может получить заём на выгодных условиях. В сумме дотации являются самыми большими на душу населения в Европе и составляют 130,6 евро в год. Кстати, через подписку в Финляндии распространяется около 86 процентов всех тиражей.

В Германии для издательств установлена льготная ставка НДС в 7 процентов (против полной, равной 19 процентам). Существует программа бесплатной подписки на 30 журналов для учащихся школ. Объём дотаций на душу населения в 2010 году составил 94,4 евро.

Особенностью стратегии издателей в США стали законодательные инициативы и лоббирование своих интересов перед государством. Они смогли обеспечить широкое распространение института подписки: 85 – 87 процентов от общих тиражей. В 2010 г. объём госпомощи для СМИ в этой стране составил 5,2 евро на душу населения.

В Англии ставка НДС для печатных СМИ составляет 0 процентов, снижены почтовые сборы для доставки подписных изданий. Субсидии английского государства в печатную прессу на душу населения равняются 80,4 евро в год.

В Дании для господдержки отрасли применяются косвенные меры: отмена НДС, снижение тарифов на почтовые услуги и льготные ссуды. Прямые субсидии могут выборочно выделяться на модернизацию производства, а также для газет, находящихся в критической финансовой ситуации или, наоборот, на новые проекты.

В Австрии для всех ежедневных изданий установлены льготные тарифы на почтовые услуги, чтобы снизить конечные цены продукции для подписчика. Эти же периодические издания имеют право на прямые дотации, равные для всех.

Италия обеспечивает рынок СМИ определёнными дотациями с целью распространения некоторых социально значимых изданий. Объём госпомощи в 2010 г. составил 37,4 евро на душу населения.

Что касается России, то здесь рынок печатной продукции поддерживается слабо. За последнее десятилетие были упразднены некоторые законы, защищавшие отрасль. Например, в 2002 г. был аннулирован ФЗ № 191 от 1.12.1995 об отмене НДС для «издательской и полиграфической деятельности по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукцией», а также услуг «по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой».

«Северный край» и Послание Президента

Но, может быть, мы преувеличиваем значение газет для российского общества, а «Северного края» – для нашей области? Ну не рухнет же мир, если ежедневные качественные газеты прекратят своё существование? Да, не рухнет, но будет понемногу деградировать, что опасно для общества. Эту опасность обозначил в своём Послании к Федеральному собранию Президент России Владимир Путин.

Вот лишь несколько названных Президентом принципов нашего движения вперёд:

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».

«Работа каждого на себя имеет и свои пределы, имеет и свои границы. Нельзя достичь благополучия, если за порогом твоего дома разруха, неустроенность и отсутствие безопасности. Нельзя прожить особняком, не помогая слабым, не расширяя ответственность за пределы своей семьи либо профессиональной группы или ассоциации. Сегодня это понимают всё большее и большее число граждан нашей страны».

«Ответственность за страну формируется не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама «вкалывает» во имя страны, города, региона, посёлка и каждого гражданина, учитывает общественное мнение. Власть не должна быть изолированной кастой. Только в этом случае создаётся прочная моральная основа для созидания, для утверждения порядка и свободы, нравственности и гражданской солидарности, правды и справедливости».

«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические, делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». 

«Демократия – это возможность не только выбирать власть, но и постоянно эту власть конт­ролировать, оценивать результаты её работы. Мы должны уделить большее внимание развитию прямой демократии, непосредственного народовластия».

«Государство должно и будет стремиться к тому, чтобы обеспечить равный доступ всех политических партий к средствам массовой информации, и не только в процессе избирательных кампаний, а в текущей жизни».

«СМИ не должны торговать объективностью своей информации, а должны руководствоваться в своей работе прежде всего интересами всего общества, высокими нравственными принципами».

Вы можете сказать лучше? Я – нет.

А самое главное: эти принципы всегда – и 114 лет назад, и сегодня – определяли работу журналистов «Северного края». Несмотря на то, как к газете при этом относились те или иные представители государства.


Комментарии