Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 15 января 2013
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/62847/

Уединённые пошехонцы

рубрика: Общество
Автор: Елена ОБУХОВА.
Фотографии: Фото Сергея ПОЛЕТАЕВА.

Постоянный читатель и многолетний подписчик «Северного края» Анатолий Григорьевич Поленов обратился в редакцию с необычным вопросом. Он попросил нас рассказать о нынешней жизни знаменитой отшельницы Агафьи Лыковой, обитающей где-то в Алтайской тайге... Вроде бы не писала никогда о ней наша газета, но чего не сделаешь для своих преданных друзей?! Материал об Агафье мы нашли в одном из федеральных изданий и обязательно перепечатаем его в ближайшем будущем. Ну а журналиста «Северного края» заданный читателем вопрос вдохновил на поиски историй, похожих на лыковскую, в наших краях. Вот что удалось раскопать.


Территория Пошехонского района составляет 438 тыс. гектаров. Это двенадцать процентов от площади Ярославской области. Проживает здесь, по данным переписи 2010 года, 15 тысяч 826 человек – примерно 1,2 процента от общего числа жителей нашего региона. То есть плотность пошехонского населения на порядок, ровно в 10 раз ниже среднеобластной! Причём в отличие от средней по области пропорции оно преимущественно сельское. А сокращение числа сельских жителей в стране стремительными темпами идёт уже не одно десятилетие. Вот и пустеют деревни, стоят брошенными ещё крепкие дома, в которых могли бы жить люди. В некоторых населённых пунктах обитаемыми остаются лишь несколько, порой всего одно-два жилища, потому что остался там вопреки всем обстоятельствам кто-то, не пожелавший бросить родовое гнездо.

Такие примеры есть и в Пошехонском районе. В деревне Федулки Владыченского округа Пригородного сельского поселения проживает 87-летняя Нина Дмитриевна Тумакова. В деревне кроме её избы стоят ещё десять домов, у которых заколочены жёрдочками окна и двери. Иные избёнки уж почти развалились, другие кто-то растащил по брёвнышку, но есть и хорошие добротные дома. Ни в одном из них давно уже никто не обитает. Четыре года назад умер предпоследний житель этой деревни Володя Кузьмин. Было ему всего сорок лет, да он запойно пил. С тех пор живёт в деревне одна старушка Тумакова. Живёт Нина Дмитриевна одиноко по своей воле и желанию, уверяет, что хочется ей быть вне суеты людской, всегда оставаться наедине с природой, которая, по её убеждению, и даёт ей здоровье и долголетие.

Из всех благ цивилизации, кроме электричества, старушка пользуется лишь сотовым телефоном. Она была очень рада нашему звонку и два часа рассказывала о своей жизни. Родилась она в соседней деревне Семенцево. Пришло время, и вышла замуж за Дмитрия, тогда и переехала к нему в деревню Федулки. Молодые решили отделиться от родителей, и супруг срубил свой дом, в котором Нина Дмитриевна живёт и по сей день. Родились у неё семеро детей, шестеро живы и сейчас. Давным-давно поразъехались: кто на Севере, кто в Ярославле, кто в Тутаеве... Звали дети мать к себе, даже чуть не силой хотели увезти. Но она категорично отказалась уезжать из родной деревни и из дома, который своими руками построил её муж. Дмитрий Ефимович умер уж десять лет назад. Кладбище неподалёку, Нина Дмитриевна часто его навещает...

Вся жизнь Нины Тумаковой прошла в деревне. Никуда она не выезжала дальше Пошехонья. Не видела она ни больших городов, ни ярких огней... Зато у неё большой огород, куры-гуси, свинья, овечки. Раньше была и корова, но теперь уже сил на неё нет. Так что скучать старушке некогда: дела, заботы о живности! Вот ещё и кошка скоро окотится – тоже забота. А на дворе ещё и собака есть. Так что не одинока наша отшельница.

Деревня Федулки находится в сорока двух километрах от районного центра Пошехонье и примерно в трёх километрах от окружного села Владычного. Во Владыченском округе брошенных деревень больше, чем жилых. В Краснове стоят десять домов без людей, в Юрове – шесть пустых домов, в Семенцеве – пятнадцать домов... А в деревне Малиновка, до которой от Федулок четыре километра, – пятнадцать домов. В большинстве это крепкие избы с мезонином или даже со вторым этажом. Но там живёт всего одна семья – почтальон Нина Иванова с мужем. Дети их давно выросли да разъехались по городам.

Именно почтальон Нина помогает Нине Дмитриевне поддерживать связь с внешним миром. В каждый свой рабочий день эта женщина проходит больше десяти километров с газетами, письмами и товаром первой необходимости. Она в обязательном порядке посещает все деревни, где есть хоть одна живая душа, и приносит корреспонденцию, заказанные людьми товары из магазина, рассказывает им новости. Старики её ждут как родного человека. Ждёт её и Нина Дмитриевна Тумакова из Федулок. Ей почтальон приносит продукты, всегда свежий хлеб, необходимые лекарства из Владычен­ской аптеки. Несёт на себе такие тяжести, что и мужчине было бы тяжело. Летом на велосипеде, зимой на лыжах пробирается по лесным дорогам.

Люди в глубинке живут совсем по-другому, чем в городах и больших посёлках. Они иначе относятся друг к другу. Нина Дмитриевна вспоминает, как она радовалась, когда запойный алкоголик Володя Кузьмин был жив, как она была благодарна ему только за то, что в его окнах горел свет. Здесь потеря каждого человека – это двойная трагедия! Вместе с ним уходит в небытие и кусок жизненного пространства – дом, земля... Теперь и этот кусочек земли станет ничьим, зарастёт травой, потом кустарником. А потом его заберёт лес...

Нина Дмитриевна рассказывает, что летом к ней приезжают её дети и внуки, со всей России съезжаются, и они газонокосилкой косят траву. И не только у её дома, а везде, по всей брошенной деревне, чтобы она не казалась совсем уж страшной и нежилой. А зимой она сама старается протоптать тропинки и дорожки не только в своём дворе, а также по всей деревне. И гуляет днём по деревне с саночками, поджидая почтальона, чтобы встретить Нину Иванову и разгрузить её ношу. На здоровье в свои 87 лет Нина Тумакова не особенно жалуется, коленки вот только на непогоду болят...

Другая такая же яркая личность – Лидия Александровна Егорова – живёт одна в доме, который стоит в пяти километрах от цент­ральной усадьбы Холмов­ского округа Белосельского сельского поселения и в 25 километрах от самого села Белого, где и находится администрация поселения. Раньше на том месте, где её дом, находилась контора колхоза «Красное знамя». Колхоза давно нет, и дом Егоровой остался один посреди лесов и полей. Лидия Александровна живёт одна в этом большом доме. Возраст у неё ещё не пенсионный, но работает она в своём личном подсобном хозяйстве. Оно у неё большое: коровы на молоко, бычки на откорм. Мясо она продаёт наезжающим из Ярославля и Рыбинска перекупщикам.

Раньше, когда были живы родители, отшельничество её не казалось таким уж очевидным. А теперь Лидия осталась совсем одна. Так получилось, что ни мужа, ни детей у неё нет, только могилки родных на кладбище... Но огромный огород, большое хозяйство не дают времени грустить и думать об одиночестве. Есть у Егоровой машина, а потому расстояние для неё не проблема. Ездит по мере надобности и в магазин, и в больницу. Есть телевизор и даже Интернет. Она в курсе всех местных и мировых событий и может высказать своё мнение обо всём. Нашёлся бы слушатель...

Так и живёт она в доме без адреса – ведь он даже не в заброшенном селе, не в деревне. Сам по себе, на многие километры в округе один. И она в этом доме одна, женщина трудоспособного возраста. Говорит, что никогда никуда не уедет отсюда. Здесь всё знакомое, родное, и она не чувствует себя одинокой. Правда, дом стареет и уже требует ремонта. На это и расходуется выручка от проданного мяса. А собака и кошка заменяют ей повседневное общение с людьми. Кошка мурлыкает, как будто разговаривает с нею. Собака всегда чувствует настроение и сама подойдёт, когда надо. А ещё лес даёт силы и здоровье!


Комментарии