Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 15 января 2013
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/62848/

Нищий фермер страну не накормит

рубрика: Общество
Автор: Лев БУТРЯКОВ, фермер.
Фотографии: Фото Анны СОЛОВЬЕВОЙ.

22 года назад, в конце декабря 1990-го, был принят закон «О кресть­янском (фермерском) хозяйстве». Тысячи россиян тогда, поддавшись мощной агитационной кампании со стороны государства, ринулись на село. Автор этих строк также не устоял перед искушением попытаться пополнить ряды среднего класса и зажить достойной жизнью. У него имелся грамотно составленный бизнес-план на 25 коров, который сулил миллионные доходы…


Но как всегда на Руси, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Через год после повышения цен на энергоносители и падения цен на молоко и мясо бизнес-план превратился в туалетную бумагу. Сумели выжить, сохранить хозяйство только потому, что жена не бросила работу в городе и три года кормила меня, начинающего фермера.

Прекрасно помню то счастье, которое я испытал, купив козу. С этого дня я ел кашу на молоке. Да и просто молоко мог пить с чёрным хлебом. Правда, коза была норовистая, и первые двадцать дней дойки напоминали корриду в миниатюре. Пришлось даже бежать за помощью к прежней хозяйке. Та пришла, посмотрела, как я дою, а коза посмотрела на свою преж­нюю хозяйку, и, видно, до козы тоже дошло, как и до меня ранее, что назад пути нет. И с тех пор она стояла как влитая.

Я же стал брать кредиты в банке, покупать старую технику, подбирать брошенную на полях и ремонтировать. За первые годы круглосуточного труда, без выходных, отпусков и больничных, правда, с помощью АККОР, я сумел добиться результата: на голом месте создал стадо в 70 голов крупного рогатого скота, в том числе 25 коров.

Вот только дорога в средний класс оказалась закрыта. Мне отрылась дорога в нищету. Зарплата членов семьи составляла 2 тыс. рублей в месяц. Все деньги, получаемые от продажи молока, в основном уходили на приобретение необходимой техники, на её ремонт, на запчасти, на реконструкцию производственных помещений, на топливо, налоги, комбикорм. Кроме того, поскольку вся техника была бывшая в употреблении, то она не столько работала, сколько простаивала из-за поломок, а соответственно и производ­ственный результат был хуже ожидаемого.

Мой фермерский путь типичен для большинства фермерских хозяйств. И я понимаю, почему у нас многие сельхозполя зарастают. А фермеры, не сумев преодолеть трудностей, бросают свои наделы.

Но мой долгий путь ошибок трудных привёл не только к пониманию всей глубины проблемы. Он позволил наметить пути её преодоления. Что же надо сделать, чтобы фермерство стало массовым и прибыльным?

Во-первых, надо ясно понять, что фермерское хозяй­ство – пусть небольшое, но это настоящее производство. Кроме того, оно значительно сложнее, чем городское производ­ство, скажем, по выпуску пластиковых окон или мебели. Фермер имеет дело с живой природой. Природные катаклизмы, да и просто норов животных не поддаются зачастую строгому планированию.

Во-вторых, очевидно, что создавать любое производ­ство без проекта – это по меньшей мере безграмотно и обречено на провал. Но в отношении фермеров эта аксиома экономики не действует. Государственные чиновники, инициировавшие реформу сельскохозяйственного производ­ства, по сути переложили её на плечи бывших механизаторов и доярок. «Дай русскому мужику землю – он распорядится ею по-хозяйски!» Вот их постулат. Но всё дело в том, что русским фермерам приходится не просто создавать сельхозпроизводство, но и обеспечивать его рентабельность, то есть конкурентоспособность по сравнению с западными коллегами, хозяйствам которых уже по пятьдесят и более лет. И которые «отшлифовали» технологии, имеют прекрасную технику и необходимые навыки работы. Наши же новоиспечённые фермеры вынуждены сами, методом «тыка», подбирать технику, опытным путём разрабатывать рационы кормления животных, составлять севообороты, без всяких проектов строить животноводческие помещения, а затем заниматься их постоянной перестройкой, когда становятся понятными допущенные ошибки.

Только нашим отставанием можно объяснить расхожее мнение, что для одной-двух коров никакой проект не нужен. У меня, мол, мать доила коров без всякого проекта. Да, вчера мать доила, а сейчас у неё пальцы не гнутся... Мало кто из нынешних фермеров косит траву косой. Но какая модель мотоблока лучше всего подходит фермеру? Это задачка не для механизатора. Он может выбрать только из того, что сейчас в наличии в магазине. А будь у него необходимые расчёты, конкретный для него разработанный проект производства, то он искал бы именно ту технику, которая обеспечит требуемую рентабельность производства.

Я за фермерство! При наших площадях сельхозугодий это прямой путь превратить огромную часть населения страны в средний класс. Но нужен грамотный подход. Я считаю, что для начала государству необходимо разработать гамму типовых проектов сельхозпроизводств для различных площадей земли и для разного количества работающих. Проекты обязательно должны быть нацелены на максимальную рентабельность.

Возможно и необходимо создание при департаментах АПК специальных консультационных центров, которые помогли бы начинающему фермеру не только подобрать проект, но и консультировали бы его до выхода на проектную мощность. Следует обратить особое внимание на разницу между так называемым бизнес-планом и полноценным проектом. Первый зачастую является пустой формальностью, необходимой, чтобы получить кредит в банке. Бизнес-план, как правило, не содержит анализа технологии производства, не конкретизирует выбор техники и т. д. Всё это отдаётся на откуп самому фермеру, который в силу своего образования часто не в состоянии превратить его в проект. Банки же зачастую контролируют экономические выкладки бизнес-плана формально. Им главное – обеспечение возврата кредита представленным залогом.

Конечно, пока идёт достаточно успешная полоса раздачи кредитов и их возврат, пусть даже за счёт залога, банки и не спешат искать новые методы работы. А зря! Мне кажется, именно сегодня и надо разрабатывать и доводить до ума гамму типовых проектов. Например, пасек, кролиководческих хозяйств, тепличных хозяйств по выращиванию овощей, фруктов, ягод и т. д. Когда появятся теоретически обоснованные и проверенные на практике такие проекты, то у банкиров всегда будет уверенность в том, что новичок, пожелавший взять кредит под его реализацию, гарантированно вернёт деньги. Более того, когда большинство фермеров успешно осуществят типовые проекты, уверен, у многих появилось бы желание пополнить их ряды. Да и у банков объёмы кредитования возросли бы в разы.

Осуществление этого предложения может иметь большое значение для преобразования сельхозпроизводства. Вполне возможно и участие в разработке проектов студентов Ярославской сельхозакадемии. Чем не темы для дипломных работ? Может, кто-то потом захочет лично внедрить свой проект. Образования у студентов достаточно, да и опытные преподаватели рядом. Посмеет ли Минвуз после успешной реализации таких проектов усомниться в качестве обучения? А учитывая горячее желание правительства сделать фермерство массовым, можно рассчитывать и на реальную финансовую поддержку из бюджета этой схеме развития фермерства.

Только грамотный подход может решить проблемы сельскохозяйственного производ­ства, сделает труд на селе привлекательным и полностью обеспечит потребности населения в сельхозпродукции.


Комментарии