Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 18 января 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/6450/

Не хлебом единым...

рубрика: Общество
Автор: Марина ЗАХАРОВА

Тутаевцы, кажется, уже привыкли, что в преддверии празд­ников в их провинциальном городке открывается то новое кафе, то магазин, то фитнес­клуб. Можно сказать, что предприимчивые люди хорошо пекутся о пище телес­ной. При этом явно забывают, что «не хлебом единым жив человек». Эту истину, видимо, и имел в виду местный предприниматель Сергей Шаронин, когда готовил сюрприз своим землякам – первый номер цветного ежеквартального журнала «Романов­Борисоглебская старина». Накануне рождествен­ских праздников его получили библиотеки и городские школы, а читатели могли приобрести журнал в Воскресенском соборе, православной лавке и магазине «Троица».


Идея создания краеведческого, историко­литературного издания зародилась у Сергея Шаронина еще летом. А для того, чтобы мечта осуществилась, он обратился за помощью к местным журналистам, краеведам и священнослужителям, которые взялись за работу засучив рукава. Возглавила творческий коллектив единомышленников известный тутаевский краевед Надежда Манерова, главный редактор нового журнала.

Сразу замечу, что ни один из членов редакционной коллегии, ни один автор этого не совсем обычного журнала даже не заикнулись о необходимости оплаты своего труда. Всех воодушевила общая цель – познакомить земляков с историей родного края, помочь им ощутить себя не просто жителями блочных пятиэтажек, а продолжателями славной истории и традиций древнего города на семи холмах.

Уже в первом номере журнала читатели найдут, например, «Страницы истории романов­борисоглебского старообрядчества (XVII – н. XX вв.)» – работу студента ЯрГУ имени Демидова Максима Ленского. А рядом материал Сергея Кошелева, старейшего тутаев­ского краеведа, рассказывающий о роде Сабанеевых и тех представителях его, которые были связаны когда­то с Романов­Борисоглебском. Литературная зарисовка Виктора Осипова «Осколки прошлого» перенесет читателей в атмосферу левобережного Тутаева, в далекий первомайский день 1932 года.

Не осталось в стороне и поэтическое творчество тутаевцев, вдохновленных красотой родной земли, волжских берегов, своих древних храмов. Их, кстати, можно лицезреть на цветных фотографиях, которых в новом журнале множество, причем очень неплохого каче­ства. Есть и вовсе эксклюзивный материал под рубрикой «Краеведческая находка». Оказывается, в Тутаеве проживал когда­то адресат, получавший письма и открытки от Дмитрия Лихачева. О том, что связывало священника Николая Пискановского и знаменитого академика, можно узнать, прочитав материал «Добрые письма». Его подготовили педагог тутаевской средней школы № 7 Татьяна Подшиваленко и ее ученик Николай Федоров.

Есть общая цель, которая объединила всех альтруистов, приложивших усилия к созданию «Романов­Борисоглебской старины». Не первый год среди тутаевцев идет разговор о возвращении их городу исконного названия – Романов­Борисоглебск. У создателей нового краеведческого, историко­литературного издания есть общее мнение по этому поводу: так же, как человек, который получает свое имя при рождении, город должен называться своим родным именем. В этом они видят и политическую, и историческую справедливость.

А чтобы убедить в необходимости ее восстановления остальных земляков, уже в первом номере журнала опубликованы архивные материалы, которые свидетельствуют: выбор имени Тутаев был делом случая. Город, названный когда­то в честь трех русских святых, с таким же успехом мог стать и Ленинском, и Разином, и Коммунар­Спартаком. Об этом свидетельствует пожелтевший от времени «Протокол торжественного заседания в честь празднования Великой Октябрьской революции 7 ноября 1918 года», где и решалась судьба названия Романов­Борисоглебска. А эти и некоторые другие экспромты наряду с нынешним названием Тутаев тоже предлагались в ходе обсуждения вопроса о его наименовании.

Теперь с указанным архив­ным документом могут познакомиться не только краеведы, но и все читатели нового журнала. Кстати, справка, полученная из Государственного архива РФ (ее ксерокопия приведена в журнале), свидетельствует, что документов об утверждении переименования Романов­Борисоглебска Правительством РСФСР не обнаружено. Выходит, что у тутаевцев есть все основания называть себя, например, романовцами, если они жители левого берега, или борисоглебцами, если иметь в виду горожан, проживающих в правобережье. Создатели «Романов­Борисоглебской старины» очень надеются, что смогут убедить в этом всех.